С учетом весеннего наступления мятежников в Идлибе, сущетвует реальная возможность того, что гражданская война придет в Латакию. Армия мятежников может найти сильную поддержку среди суннитского населения, многие представители которого мечтают отомстить режиму за установление алавитского контроля над городом. После падения Джиср аш-Шугур в апреле 2015 года ужас охватил алавитское населения и многие устремились в Джабаль аль-Ансарийя, считающуюся более безопасной, ежели Латакия, поскольку лояльность живущих там беженцев правительства представляется сомнительной.
В Латакии живет много русских, и они хорошо понимают сектантскую проблему и в городе, и в окружающей сельской местности. Поэтому ввод российских войск также необходим и для защиты города, с учетом нынешней слабости сирийских сил. Если мятежникам удастся захватить хотя бы часть города, выкорчевать их оттуда будет чрезвычайно трудно. Подобный захват осложнит российское продвижение в другие районы, которое, возможно, смоделировано на примере Абхазии, территории , которая сегодня существует совершенно независимо от Грузии, благодаря российской протекции, и российской практике взращивания мини-государств на своих границах, с целью превращения их в военные базы. Поддерживаемый русскими Алавистан, если он воплотится в жизнь, предложит множество преимуществ реального государства, включая полную зависимость от России.
Со своей стороны, у Асада нет иного выхода, как принять сильное российское присутствие в прибрежном регионе. Его армия больше не может защищать Латакию, перед которой стоит перспектива наступательной стратегии мятежников, которую поддержит Турция. Точно также, Асад не может защитить Дамаск без “Хизбаллы” и Ирана. Запад и государства Залива давно рассчитывают на то, что ослабленный Асад будет сброшен в результате путча, что позволит навязать Сирии переходный переходный период – но этот план не учитывал возможности прямой российской интервенции, или, если возникнет прямая угроза Дамаску, прямой интервенции Ирана.
Французы, со своей стороны, продолжат бомбить ISIS, под предлогом самообороны – с учетом того, что в последние месяцы несколько террористических атак на французской территории были совершены от имени Исламского Государства. Франция поэтому не сможет отрицать конкретные российские усилия на сирийской территории, официальной целью которых является война с террором. Другие европейцы будут вынуждены придерживаться сходных позиций в отношении русских, посылающих войска, конкретно для защиты национальных меньшинств, а не ограничивающихся, подобно французскому министру иностранных дел Лорану Фабиусу, проведением “международных конференций”.
Latakia Is Assad’s Achilles Heel
Fabrice Balanche
September 23, 2015 Washington Institute