В последние несколько месяцев сирийская арабская армия значительно ослабла и утратила несколько важных позиций. Именно этим частично объясняется прямая интервенция России в сирийский конфликт. Ранее Россия посылала только военных советников и технический персонал. Посылка воинских частей в Латакию имеет под собой еще одну, менее очевидный аспект – почему русских дислоцировали именно там, а не в Тартусе, где официально расположена российская военная база. В действительности это новое, мощное российское присутствие на северном сирийском побережье объясняется тем, что режим Асада ослаб в данном районе, а алавиты здесь уже не представляют собой большинство населения.
В 2010 году население Латакии составляло 400 тысяч человек. 50% были алавиты, 40% – сунниты, и 10% – христиане, главным образом, православные. Географически, алавиты заселяли восточные и северные пригороды, в то время как сунниты жили в центре и в южном пригороде ар-Рамель аль-Филастыни, самом бедном районе города. Христиане жили в так называемом “американском районе”, названном так по расположенной в нем американской протестантской школе. В исторически суннитском городе коренные обитатели Латакии все еще рассматривают алавитов в качестве пришельцев. До 1920 года и начала французского мандата, в городе не было алавитских обитателей, за исключением прислуги. Двумя десятилетиями позднее, в 1945, алавиты составляли не более 10% населения , и жили в бедном районе ар-Рамель аш-Шемали. За этим последовал драматическое демографическое изменение, порожденное политикой “алавитизации”, которую проводил президент Хафез Асад. В результате, к началу 80-х алавиты превратились в большинство.
Сельская местность вокруг Латакии также разделена между суннитами и алавитами. Побережье от турецкой границы и до линии Латакия-аль-Хаффах-Салма заселено суннитами, согласно данным переписи 2004 года, и там живет от 80 до 140 тысяч человек. Это особенно ярко выражено в в дистриктах Рабия и Кастал Мааф, и в прибрежных деревнях Бурдж Ислам и Сальб а-Туркман, заселенных туркменами-суннитами. С начала мятежа в 2011 туркмены Рабия и Кастал Мааф присоединились к оппозиции, в то время как туркмены Бурдж Ислам и Салиб а-Туркман, окруженные алавитскими деревнями, предпочли сохранять нейтралитет. К востоку от Латакии, в восточной части Джабаль Ансарийя (Алавитской Горы), включая аль-Хаффах и окружающие деревни, и Джабаль аль-Акрад (Курдская Гора) также доминируют сунниты. Несмотря на то, что в Джабаль аль-Аркад живут этнические курды, они давно утратили курдский язык и весь район считается арабским. С весны 2012 года Джабаль аль-Аркад фактически превратился в бастион мятежников. В июле этого года аль-Хаффах был ненадолго оккупирован силами мятежников, спустившихся с Джабаль аль-Акрад. Население их не поддержало, из страха перед возмездием режима.
По данным Офиса ООН по Координационным делам (OCHA ), в Латакии сейчас проживает до 200 тысяч беженцев.
В провинции Латакия проживает еще 100 тысяч. Большинство из них – сунниты из Идлиба и Алеппо. Алавитские беженцы идут в алавитские деревни, а сунниты – в суннитские. Результатом этого стало увеличение количества суннитов на линии Латакия – аль-Хаффах-Салма, начиная с 2011 года. Большинство женщин и детей Джабаль аль-Акрад бежали в Турцию и живут там в качестве беженцев. Мужчины, напротив, остались и воюют против сирийской армии.