Сауды, как и положено, в таком случае, предложили Путину большую морковку – контракты на закупку российских танков Т-900, ракет Искандер-400, средств ПВО и боевых вертолетов.
Парадоксально и то, что именно Россия достроила Ирану ядерный реактор в Бушере, и как представляется, Саудовская Аравия выбрала тот путь, которым прошел ее заклятый враг – по крайней мере, на тот случай, если дело дойдет до окончательного разрыва с Вашингтоном.
Никто не знает, насколько серьезно руководство королевства продумало подобного рода трансформации. Скорее всего, переориентация происходит в качестве реакции на действия Вашингтона, а не как часть тщательно и заранее продуманной стратегии.
Саудовской Аравии и России угрожает ISIS, джихадистский политический ислам, который продолжает набирать силу и расширяться. В то же время, трудно поверить в то, что Россия оставит своего традиционного союзника Башара Асада. Это объясняется не столько тем, что с точки зрения России, альтернативой ему будут не “умеренные” мятежники, поддерживаемые Саудовской Аравией и Турцией, а джихадисты, а тем, что изменение режима повлечет полную геополитическую переориентацию страны. Так, может быть осуществлен проект строительства газопровода из Катара в Турцию, что прямо угрожает стратегическим интересам России.
Россией руководят опытные политические игроки. Они не намерены сразу выкладывать все карты на стол, и наблюдая трудности и шарахания Саудов, выжидают и просчитывают свои следующие шаги.
Деньги, много денег – главное оружие в руках Саудов. Но сила денег ограничена, и убывает по мере того, как низкий уровень цен на нефтяном рынке продолжает сохраняться. Саудам приходится тратить огромные средства на поддержание ” внутреннего единства”, на успокоение собственной молодежи, в буквальном смысле, платить за отказ от реформ – на фоне нарастающих издержек на ведение внешних войн.
Мухаммед бин Салман, по всей видимости, не повторил ошибок министра разведки КСА Бандар бин Султана, прибывшего в Москву в разгар сирийского кризиса и размахивавшего перед носом Путина чековой книжкой, предлагая контракты на 15 миллиардов долларов, в обмен на голову Асада. Путин тогда холодно заметил, что не продает союзников и организация Олимпиады в Сочи стоила ему 45 миллиардов долларов.
До подписания сделки между Ираном и Западом остается 10 дней. За этот отрезок времени может случиться много политических сюрпризов и стратегических изменений в регионе, подобных визиту Мухаммеда бин Салмана в Москву. Мы еще много раз получим возможность убедиться в том, что в политике нет места принципам, а есть место только интересам.