Смертники и TOW. Джейш аль-Фатех наносит удар в сердце Сирии

За последние четыре месяца анти-правительственные силы в Сирии перегруппировались и добились впечатляющих успехов. Это может изменить карту конфликта и судьбу режима президента Башара Асада.

Успехи есть и на северном, и на южном фронтах. 15 декабря мятежники взяли Вади а-Дейф, самую большую военную базу на севере страны. 28 марта режим потерял Идлиб – вторую провинциальную столицу за все четыре года войны. На прошлой неделе был взят Джиср аш-Шугур, к юго-востоку от Идлиба, и затем мятежники стали давить дальше на юг, захватив несколько деревень в долине Габ, провинция Хама. В понедельник они взяли штурмом “Кирпичный Завод” – один из последних бастионов режима в Идлибе. Завоевания на юге впечатляют не меньше: мятежники захватили Бусра аш-Шам на той же неделе, что и Идлиб, а также сумели взять КПП Нассиб на границе с Иорданией на прошлой неделе.

Последнее наступление в Идлиб поражает своей скоростью – которая объясняется во многом массивным применением смертников Джабхат ан-Нусрой и американскими противотанковыми ракетами TOW. И мятежники теперь воюют под одним знаменем – Джейш аль-Фатех (Армия Завоевания) – коалиции главным образом исламистских сил во главе с Ахрар аш-Шам и Джабхат ан-Нусра.

Впервые с начала конфликта база поддержки Асада на западе страны оказалась под непосредственной угрозой. Джиср аш-Шугур лежит в 70 километрах к северо-западу от города Латакия, ключевого для Асада города. Он еще ближе ко многим деревням в провинциях Латакия и Хама, которые мятежники обычно описывают как “резервуары шабихи”. Это может поменять ход событий: Чем ближе мятежники к сердцевине земель Асада, тем больше правительству приходится опираться на местные милиции, а не на армию. Несмотря на то, что члены различных милиций, как правило, сражаются более отчаянно, защищая свои дома, чем солдаты, которых посылают на различные фронты, с ростом потерь уровень озлобленности в отношении Асада в его собственном лагере будет только нарастать.

Все это еще не означает, что у Асада серьезные проблемы. Его режим все еще крепко держится в Дамаске, в Хомсе, Суэйде и Хаме, и в прибрежном регионе. Даже на северо-западе, в Алеппо, режим все еще в состоянии драться. Хама может оказаться для мятежников особенно крепким орешком – с учетом того, что здесь придется воевать не только против режима, но и против Исламского Государства, которое контролирует некоторые зоны на востоке провинции Хама.

Но даже если режим все еще можно чувствовать себя в относительной безопасности, динамика конфликта меняется, и в истории гражданской войны открылась новая часть. Стратегическое значение захваченных территорий и улучшенная координация помогает силам, воюющим против Асада давить все глубже и глубже в удерживаемую режимом территорию. Это улучшит безопасность на территориях мятежников и значительно изменяют баланс внутри страны.