Последовательность критически важных военных и политических событий повергла Ближний Восток в конвульсии. Наиболее важным из них является “понимание” между Ираном и Западом относительно ограничения иранской ядерной программы – в обмен на ослабление санкций. Открытая враждебность между Ираном и США будет заглушена но это вряд ли повлияет на импульс насилия в Сирии, Ираке и Йемене, которое только набирает обороты.
В любом случае, выгоды от соглашения будут появляться медленно – если появятся вообще, с учетом усилий республиканцев и Израиля торпедировать договоренность. И даже если соглашение будет ратифицировано и осуществлено, его оппоненты имеют все возможности отгородить президента Обаму от дальнейшего сотрудничества с Ираном. По контрасту с улиточной скоростью осуществления этого соглашения, эскалация в Сирии и Йемене нарастает каждый день.
Саудовская Аравия и ее союзники в Заливе больше других заинтересованы в сохранении статус-кво в регионе – и им это удавалось, в той или иной степени в прошлом. Кто мог в конце 50-х предсказать, что арабские националистические и социалистические движения канут в Лету, а Саудовская Аравия как была, так и останется абсолютной монархией? И потому совершенно необычно то, что именно Саудовская Аравия в последние недели стала инициатором радикальных изменений, и готова использовать военную силу ради того, чтобы их гарантировать. В Йемене она начала опустошительную воздушную войну. В Сирии, скооперировавшись с Турцией она помогла экстремистским джихадистским движениям, во главе с Джабхат ан-Нусра, захватить первую провинциальную столицу – Идлиб.
Сауды отказались от своей традиции, которая характеризовалась чрезвычайно осторожной политикой, для достижения целей которой использовался их огромный финансовый капитал – просто для покупки региональных игроков. Сауды также отказались от действий посредством своих сателлитов и от следования в фарватере курса США. В Йемене они бомбят хути и лоялистов Салеха, который совсем недавно был их человеком в Сана. Как и во многих других бомбардировочных кампаниях, сауды начинают осознавать, что без надежного партнера на суше они достигнут не слишком многого. Но если в Йемен будут переброшены сухопутные войска, они окажутся в том же кошмаре, какими были Афганистан и Ирак.
Сауды утверждают, что их интервенция спровоцирована поддерживаемыми Ираном шиитами –зейдитами. Это – больше пропаганда, чем факт. Хути, выходцы из зейдистких племен с севера Йемена, располагают эффективным военным и политическим движением – Ансар Аллах, созданным по образцу ливанской “Хизбаллы” Они отбили шесть правительственных наступательных операций, одну за одной, начиная с 2004 года. Все наступления были начаты бывшим президентом Салехом, тогда – союзником Саудов. Салех – сам зейдит, и база его поддержки – шиитские племена вокруг Саны. Он стал одной из многих жертв Арабской Весны, но тем не менее, многие в армии и в силах безопасности по-прежнему его поддерживают.
Возникает вопрос: чего ради Саудовская Аравия бросилась в это болото, претендуя на то, что Иран якобы дергает за ниточки и управляет своими шиитскими марионетками – несмотря на то, что роль Ирана, как минимум, ограничена? Зейдиты, численность которых составляет около трети 25-милионного населения Йемена, очень отличаются от своих собратьев в Иране и Ираке. В прошлом в Йемене практически не было сектантских суннитско-шиитских противоречий, но саудовская решимость, с которой конфликт загоняется в сектантские рамки, успешно превращает его в таковой.