На Западе, вместо того, чтобы смотреть правде в глаза и сложить два плюс два, мы используем словарь, который не имеет отношения к реальности. Проще видеть “правительство национального единства” в Багдаде вместо глубоко несбалансированного и не функционирующего кабинета. Говорят об “иракской армии” – вместо банд запуганных и коррумпированных людей, бегущих при слухах о появлении ISIS, и бросающих дело ведения войны на шиитские милиции. Запад говорит о “прекращении огня” в Сирии – в то время как в реальности речь идет о капитуляции перед голодом, бомбардировками и блокадой, о “Сирийской Свободной Армии” или “умеренных мятежниках” – вместо бандитских милиций, воюющих против Асада. И чем хуже это становится, тем больше мы стремимся описывать это так, как нам хотелось бы – вместо того, чтобы описывать это так, как происходит в действительности.
Исламское Государство – одна из многих сил, разрывающих на части арабский мир. Но оно породило реакции беспрецедентного масштаба – до той степени, что была создана “глобальная коалиция”, декларирующая своей целью уничтожение террора. Преступления ISIS известны куда лучше, чем преступления других – потому что их исполнители заняты крайне эффективным рекламным маркетингом. Некоторые из них просто отвратительны , как например, обращение езидов в рабство. Но они – не единственные, кто насилует, расчленяет, казнит без суда и следствия, рубит головы или сжигает живьем. Масштабное применение химического оружия в пригородах Дамаска в августе 2013 года не повлекло за собой той реакции, которую породили зверства ISIS, несмотря на то, что являлось наихудшим злодеянием, совершенным в регионе.
С военной точки зрения, остановить экспансию ISIS было относительно просто – посредством авиационных ударов и стычек с участием мелких подразделений пешмерги. Так удалось сломить наступательный порыв ISIS в районе Эрбиля, Дамбы Мосула, багдадского аэропорта, в Кобани и Синджар. Более чем вероятно, что ISIS принадлежит к той группе игроков, что вышли за пределы своих собственных возможностей. Но это не означает, что они растворятся в воздухе – они вполне способны удержаться , и их царство террора продлится еще долго, в контексте все более запутанного регионального кризиса.
Нелегитимная Саудовская Аравия
В мутирующем регионе мы уже видели, как влияние определенных игроков внезапно возрастало и точно также внезапно испарялось. До последнего времени, и Турция, и Катар резко шли вверх. “Мягкая сила” Анкары казалась неудержимой на фоне арабских мятежей 2011 года. Доха казалась твердыне небесной перед тем, как исламисты начали захватывать власть. Между тем ОАЭ, сторонник дискретной внешней политики, возглавило тотальную войну против Братьев-Мусульман”, в особенности, в Каире.