Распространение организации Исламское Государство повлекло за собой создание разношерстой коалиции сил, утверждающих, что их цель – уничтожить его. В реальности каждая из них – Иран, Саудовская Аравия, Соединенные Штаты преследуют собственные интересы. Аналитик Питер Харлинг говорит: “С такими врагами, как эти , Исламскому Государству не нужны друзья”.
Одна из особенностей организации, именующей себя Исламское Государство – ее инвестиции в фантасмагорию. Она с самого начала осознала необходимость вести битву в воображении людей – с тем, чтобы преодолеть ограничения реального мира. Несмотря на поражения на поле боя, она овладела коллективной психикой, и ее брутальность, ее любовь к увеличенной линзами современных технологий расчлененке в многократно увеличивают ее способность убеждать. Может быть, она более, чем олицетворение Зла – Исламское Государство – само Зло: Сатана Писания, эта тварь, которая завораживающими темпами убеждает нас в том, что мы на верном пути именно тогда, когда она уничтожает нас.
Это хотя бы частично объясняет, почему ISIS не только совершает отвратительные преступления, но и обставляет их драматически – как, например, сожжение иорданского пилота Моаза аль-Кассасбеха или обезглавливание 21 копта на пляже в Триполи. Максимальная опасность Исламского государства – в его интеракции с психикой, фантазиями, фрустрациями и страхами, потому что именно так оно привлекает сторонников и экспертов.
Сама семантика противников ISIS свидетельствует об этом: каждый проецирует собственные травмы и тревоги. В западных странах угроза Исламского Государства была привязана к чему угодно – от Освенцима и геноцида в Руанде до осады Сараево, несмотря на то, что все эти события имеют мало общего с изучаемым феноменом. Среди мусульман, сравнения напоминают о старых травмах ислама. Сунниты вспоминают о хариджатах, первой исламской радикальной секте, в то время как шииты проводят параллели с Омейядами, суннитской династии, ненавидевшей последователей Али. Эти, замаранные сектантством концепции, противостоят тому имиджу, который создает сам ISIS – утопический имидж ислама-завоевателя, олицетворение товарищества в боге, храброго, безжалостного и эгалитарного. Это представление старательно культивируется и работает тем лучше, чем менее аудитория знакома с основами исламской культуры.
Эпоха неизвестности
Это знак времени, выходящий далеко за пределы Ближнего Востока. Мы уходим из относительно хорошо определенного и внятного мира в эру хаотических потрясений и обновлений. Из страха перед неизвестностью мы должны давать имена тому, что происходит, и мы используем параллельные и ошибочные исторические координаты. Сегодня это границы Сайкса-Пико, завтра – новая холодная война. Иранские сановники читают сегодняшние события через призму 80-х, героической и травмирующей войны с Саддамом Хуссейном.