Деструктивный потенциал: украинский конфликт и морская торговля

У российско-украинского конфликта есть несколько глобальных последствий, в их числе – и влияние на товаропотоки в Черном и Балтийском морях. Профессор Мика Аалтола, эксперт Таллиннского Университета и Финского Института международных Отношений говорит: “Эти маршруты – главные артерии иерархии международной экономической независимости”.

Прямые последствия конфликта могут быть потенциально разрушительными. Даже если их не видно сейчас, их влияние на ожидания и будущее поведение региональных военных и экономических игроков – правительств, народов и бизнеса в прибрежных государствах прежде всего – увеличивают факторы риска.

Пока статистические данные свидетельствуют о том, что ограниченный российко-украинский конфликт не привел к общему изменению траффика в указанных регионах. В то же время, украинская доля в перевозках на Черном море сократилась. Россия, между тем, весьма вероятно, превратится в государство, бросающее вызов прибрежным странам, и может подкрепить этот вызов военными средствами.

Дарданеллы считаются важнейшим “бутылочным горлом” в мировой торговле нефтью. Через Черное море также идет огромный поток пшеницы, удобрений, железной руды и металлов. Точно также, роль поставок энергоносителей через Балтийское море постоянно растет, а Скагеррак и Каттегат, соединяющие Балтийское море с Северным также превратились в важные “бутылочные горлышки”.

В 2009 году Балтийское море характеризовалось плотнейшим морским траффиком – каждый день в море находилось не менее 2 тысяч кораблей, без учета паромов и рыболовецких судов. Только по линии Таллинн – Хельсинки ежегодно проходят 7600 танкеров, 17 500 пассажирских кораблей и 25 тысяч других кораблей.

Морские перевозки сильнейшим образом зависят от перспектив глобального и регионального экономического роста. С помощью Baltic Dry Index (BDI) измеряются данные о движении товаров по важнейшим глобальным маршрутам. В 2014 году он упал на 56% и был на минимуме за последние пять лет. Это свидетельствует, в первую очередь, о снижении поставок нефти в Европу. В то же время, контейнерные перевозки несколько увеличились в 2014 году, а вместе с ними – роль портов Таллинн и Рига. В то же время, в крупнейшем балтийском порту, Гетеборге, отмечено снижение объема товаропотока на 3%, в том числе, и в области контейнерных перевозок.

Такие же данные есть по Черному морю. Объем поставок нефти снизился, контейнерные поставки и поставки пшеницы увеличились. Это важно не только в региональном , но и в глобальном отношении. И Россия, и Украина могут влиять на мировые цены на продовольствие.