Увядшая надежда ЦРУ, будущий диктатор Ливии

Ливия питается слухами. У Хафтара – собственный телеканал, транслирующий имиджи генерала на полях сражений в Бенгази под воинственную музыку и показывающий жертв зверств противной стороны. У Фаджр – подобный канал, с прямо противоположной точкой зрения. Каждый опровергает другого, и , в отсутствие объективной информации, самые невероятные слухи превращаются в непреложный факт. На встрече в Бенгази трезвый экономист рассказывал мне о том, как Бернар-Анри Леви принял от “Братьев-Мусульман” 40 миллионов долларов – для того, чтобы лоббировать их интересы.

Большинство сторонников Хафтара верят в теорию конспирации, согласно которой “Братья-Мусульмане”, при поддержке американцев, пытаются установить контроль над Ближним Востоком. На вопрос о том, какие факты поддерживают данную теорию, ссылаются на речь Обамы в Каирском университете в 2009 году.

Обе стороны согласны в одном – будущее Ливии – в нефти. Производство сократилось с 1,6 миллиона баррелей в день при Каддафи до 300 тысяч баррелей. Через пару дней после того, как я встретил Хафтара, его самолеты разбомбили бронированную колонну, продвигавшуюся в направлении месторождений, которые удерживались его союзниками. Генерал позднее приказал бомбить аэропорт Мисраты. Он говорит: “за подобную наглость им придется платить большую цену”.

В Триполи генерал Обейди, командующий Фаджр Либия сообщил об усилиях “отбить месторождения” у Хафтара. Он сказал: “Мы государство, мы не можем допустить, чтобы месторождения оставались в руках этих бандитов. Мы ждем от них ясного ответа – на каких условиях они готовы эвакуироваться оттуда”.

На вопрос о том, как закончится конфликт, генерал Мухаммед аль-Аштар, один из военных предводителей Фаджр Либия отвечает: “Нет никакого другого варианта, кроме тотальной победы. Невозможно, чтобы страна осталась расколотой. Страна едина”.

“Что будет с Хафтаром?” – “Его ждет та же судьба, что и Каддафи” – люди Аштара улыбаются.

22 января Хафтар перешел в неожиданное наступление в Бенгази, захватив центральный банк и большую часть порта. Он с уверенностью говорил о своих планах “чистки страны”. Но он расстроен отсутствием помощи от США. Помощь от Египта и ОАЭ идет, но ее недостаточно для нужд растущей армии.

Хафтар говорит: “Мы хотим, чтобы у наших людей были хорошие дома, хорошие школы. Но нам нужна инфраструктура, новые здания, новые мосты. Мы надеемся ан превращение Ливии в рай на земле. У нас есть нефть, золото, уран и моря песка. Нам нужна помощь сверхдержавы, чтобы все это разработать. Ливия не может быть одна на этой планете. Тех, кто поддержит нас в трудный период, ждут большие выгоды. Мои амбиции – удовлетворить нужды народа. И если меня попросят, да, я стану президентом”.

По материалам: JON LEE ANDERSON Lybia’s New Strongman. The New Yorker