Увядшая надежда ЦРУ, будущий диктатор Ливии

Запад не имел четкого пост–интервенционного плана. К МВД был прикомандирован один британский полицейский. Он должен был помочь восстановить порядок в стране. По замечанию одного из дипломатов: “Запад слишком сильно обжегся на Ираке. Можно было представить, что в Ливии будут проблемы, но никто не мог вообразить, что все пойдет так плохо”.

В июле 2012 в Ливии прошли выборы в Генеральный Национальный Конгресс (GNC)Премьером был выбран Али Зейдан, адвокат, специализирующийся на правах человека. Страной, в теории , правил консорциум либеральных и “центристских” партий, находившихся под влиянием “Братьев-Мусульман”. Но по улицам ливийских городов ходили десятки тысяч вооруженных до зубов “тувар” – членов разнообразных милиций, воевавших против Каддафи. На деле, не более трети их состава принимала участие в боевых действиях. У правительства не было сил, которые могли бы их разоружить – и оно взяло милиции на содержание. Результат был предсказуемым – милиции начали размножаться и расти.

Несмотря на то, что исламисты проиграли на выборах, они сумели найти пути захвата политической власти. В мае 2013 м принял закон, по которому любой чиновник, работавший на Каддафи, не мог рассчитывать на должность в правительстве. Во время голосования несколько десятков боевиков взяли штурмом здание парламента. Спикер GNC был вынужден уйти в отставку. В декабре шариат был объявлен источником всего ливийского законодательства.

Хафтар наблюдал за развалом страны с нарастающим гневом. В феврале 2014 он появился на национальном ТВ и объявил о создании “президентского комитета” и роспуске парламента. Но у него не было очевидного пути сделать эти заявления реальностью. Над Хафтаром публично потешались, а премьер Зейдан назвал его попытку “нелепой”. Но у Хафтара была стратегия. Он поехал по стране, встречаясь в муниципалитетах с авторитетами различных городов. Одновременно в тайне он создавал собственную армию, с помощью старых военных товарищей. В мае он начал “Операцию Гордость” в Бенгази, с целью “элиминации экстремистских элементов на территории Ливии”. Вскоре его люди заняли здание парламента в Триполи.