С того момента, как Россия стала страной-изгоем в глазах западных энергетических клиентов, она пытается продемонстрировать, что может обойтись и без них – если не немедленно, то в течение ближайших нескольких лет. С момента аннексии Крыма было объявлено о двух крупных сделках – с Китаем и с Турцией. Но впечатление такое, что речь не идет о контрактах, в обычном смысле этого слова, и что Россия просто устроила отчаянное шоу.
В мае Путин слетал в Пекин для того, чтобы продавить новую сделку объемом 400 миллиардов долларов и договориться о строительстве газопровода Сила Сибири. Алексей Миллер объявил, что после напряженных переговоров было достигнуто соглашение о поставке 38 миллиардов кубометров газа в течение 30 лет. Это казалось сильным предупреждением европейцам, и большой победой Путина. В прошлом году Европа купила у Газпрома 160 миллиардов кубометров ( 30% потребляемого газа).
Прошло шесть месяцев и нет никаких признаков того, что сделка продвигается. В мае Миллер рассчитывал на китайский аванс для строительства инфраструктуры проекта (общая стоимость – 55 миллиардов долларов). В ноябре он объявил, что аванса не будет. Его объяснения ставят в тупик: “Мы вели переговоры (с Китаем) – то, что касается аванса, и авансовый платеж у нас был как элемент переговоров о цене. Но с учетом того, что мы достигли окончательной договоренности о цене, мы не рассматриваем возможность привлечения аванса как финансового инструмента для дальнейшего снижения цены”.
По все видимости, смысл сентенции в том, что России удалось договориться с Китаем о более высокой цене поставок, чем если бы она была при выплате аванса. В мае Миллер, однако, заявлял, что все финальные детали, включая цену, оговорены. Были ли они изменены в течение прошедших шести месяцев или Миллер несколько поспешил в мае?
Мы этого не узнаем, поскольку не было никаких сообщений о цене контракта. В любом случае, поскольку Сила Сибири заработает только в 2019, трудно ожидать того, что Китай проявит беспечность и зафиксирует цену – в особенности с учетом нынешней спирали снижения цен на энергоносители.
Также появились заявления о том, что цена в 55 миллиардов за Силу Сибири может оказаться заниженной. В июле Сергей Иванов высказал предположение, что проект обойдется в 70 миллиардов. Михаил Крутихин, основатель консалтинговой фирмы East European Gas Analysis говорит, что Газпрому понадобятся 100 миллиардов.
Поскольку из-за санкций Газпром не в состоянии кредитоваться на Западе, единственным источником финансирования в подобных условиях становится Фонд Национального Благосостояния. Но другие крупные российские компании, такие, как Роснефть, также имеют претензии на фонд. Если санкции и низкие цены на нефть сохраняться, то фонда, в котором есть 80 миллиардов долларов и который был создан для покрытия брешей в российской пенсионной системе, попросту не хватит.