Восточный Поток. Блеф Владимира Путина

Турецкая сделка, которая должна была заместить собою газопровод южный Поток, блокированный ЕС, имела гораздо менее блистательный вид с самого начала. Она должна помочь Газпрому не понести убытки на 5 миллиардов долларов, потраченные на строительство российской части Южного Потока и позволит ему соблюсти условия контрактов на прокладывание труб по дну Черного моря. Но доставка газа через Турцию делает маршрут более протяженным, и это позволит Турции диктовать свои условия – в случае если “роль Украины в газовом транзите будет сведена к нулю” (как пообещал Миллер на прошлой неделе).

Между тем, турецкий министр энергетики Танер Ялдиз отрицает наличие твердой договоренности с Россией – по сообщению информационного сервиса Platts. Да, президенты Путин и Эрдоган согласились продолжить разговоры о перенаправлении трубы под Черным морем в Турцию, но придется найти решение нескольких животрепещущих проблем.

Предложение Путина о скидке на шесть процентов на уже поставленный газ показалось туркам недостаточным, и, согласно Ялдизу, они сделали контр-предложение (скидка 15%). Кроме того, турки требуют, чтобы Газпром прекратил поставлять газ своему дочернему предприятию – Bosphorus Gaz на условиях, более выгодных, чем для турецких партнеров. Когда эти переговоры окончатся, Россия, весьма вероятно, окажется в ситуации, когда она вынуждена поставлять турецким посредникам газ по цене значительно меньшей, чем европейским потребителям на другом конце трубы Южного Потока.

Российское стремление представить незаконченные переговоры с Китаем и Турцией в качестве заключенных сделок преследует вполне очевидную цель: Она пытается убедить Запад, что она не прекратит вмешательство в украинские дела в сложившейся ситуации потому, что у нее есть возможность формировать альтернативные партнерства. Авторитарные лидеры Китая и Турции готовы помочь Путину сохранить бравую мину – но не за счет того, чтобы пожертвовать экономическими интересами собственных государств. Зная, насколько ограничены варианты действий Путина в условиях паления цен на нефть, они продолжат давить на него при заключении энергетических сделок.

Leonid Bershidsky. Putin’s Eastern Gas Deals Are Just for Show. Bloomberg, DEC 8, 2014