Наша пересмотренная перспектива победы режима – по сравнению с декабрем 2013 – еще одно напоминание о том, насколько текуча ситуация. На первом этапе войны казалось, что режим разгромит разрозненную оппозицию. Затем маховик сопротивления раскрутился, и казалось, режим доживает последние дни. Конечно же прогнозирование будущего в таком высоко динамичном конфликте – рискованное занятие. Тем не менее, мы полагаем, что нынешние тренды указывают на победу режима, хотя она ни в коем случае и не гарантирована: изменения различных переменных могут изменить его направление его течения ближайшие 12-18 месяцев.
Можно указать на следующие возможные драматические изменения: приобретение мятежниками большого количества ПЗРК (что представляется весьма маловероятным), или же систем ракетного огня точного наведения или минометов, которые сведут на нет преимущества режима в артиллерии и авиации.
Значительное усиление эффективности ISIS также может значительно изменить нынешние тренды. Сирийская армия в прошлом сосредоточилась на тех мятежниках, которые не входят в ISIS. Сейчас ISIS занимается иракская армия. Это де-факто размежевание не будет продолжаться долго. Две самые мощные фракции сирийской войны с каждой новой победой и с каждой новой отвоеванной у врагов деревней приближаются к столкновению друг с другом. Если военные способности ISIS окажутся лучше, чем предсказывают большинство западных аналитиков, траектория войны может измениться – от победы режима к затяжной войне. Арсеналы, захваченные в Ираке летом 2014 – современные танки, бронетранспортеры, хаммеры, артиллерия, включая комплексы ракетного залпового огня не могут не впечатлять. Если ISIS удастся создать систему логистики и ремонтную базу, позволяющую использовать эту технику на протяжении длительного периода времени, можно представить, что джихадисты бросят сирийской армии вызов маневренной войны – то, на что не способна ни одна другая группа мятежников.
Даже в случае усиления сопротивления ISIS и пролонгации конфликта коллапс режима представляется маловероятным. Западные державы осознали масштаб угрозы ISIS и вступили с ним в прямой конфликт, используя в том числе и местные силы (например курдов). Военное вмешательство Америки, вне всякого сомнения, резко повысило шансы Асада на выживание.
С нашей точки зрения, предварительными условиями краха режима являются два фактора, которых не видно на горизонте. Во-первых, коллапс сил безопасности может стать только результатом скоординированных усилий всех мятежных групп и их тесной кооперации. Слишком много членов мятежных групп убито в междоусобной войне, чтобы ожидать возможности их объединения под неким общим командованием, координирующим операции против армии Асада. Вторым условием является дезертирство многих элементов, входящих в нынешнюю коалицию режима (друзов, христиан, курдов и суннитского среднего класс). Для того, чтобы режим можно было свергнуть, его база поддержки должна сжаться до алавитской секты, плюс несколько разрозненных христианских и друзских общин. Подобное сужение базы лоялистов сделает для сирийской армии демографически невозможным сдерживание объединенного напора оппозиции.