Всеобщая война с ISIS. Асад не верит собственному счастью

Мы являемся свидетелями самой масштабной геополитической перетряски в регионе, и больше всех от этого проиграет сирийская оппозиция. Асад не может поверить в собственное счастье. Мятежники теперь в настолько отчаянном положении, что они начинают “сливать” доклады о возможном примирении с Асадом в Алеппо – их самом большом бастионе, и единственной надежде на завоевание власти в Сирии. Их можно понять – братание с Асадом представляется более грациозной перспективой, нежели потеря головы от рук мясников ISIS.

Нет никакого вопроса о том, что творится в умах западных и арабских стратегов. Они осознали, что войну в Сирии пора заканчивать. Некоторые из них проявляют большее упрямство, некоторые меньшее, но итог будет один. Им придется остановить хаос – пока они еще могут, и сфокусироваться на главной угрозе, которая приобретает характер угрозы апокалиптической. Есть теперь проблемы и поважнее брутального диктатора, убивающего безоружных демонстрантов на улицах. Мы имеем дело с идеологией, которая сумела воспользоваться десятилетиями тиранического правления на Ближнем Востоке, привлечь разочаровавшуюся молодежь, у которой нет надежд ни на настоящее, ни на будущее. Забудьте о современных вооружениях для “умеренных” мятежников. Никто о них более не вспоминает – в особенности увидев автопарк хаммеров ISIS. Забудьте о “бесконечном продолжении войны” – никто этого больше не хочет. Забудьте об иранском враге. Услуги Ирана теперь совершенно необходимы для обеспечения безопасности Ближнего Востока. Более того, для обеспечения безопасности Ближнего Востока теперь потребуются и услуги наиболее могущественного сателлита Ирана – “Хизбаллы”. Какой бы подход сейчас не приняли мировые державы – символическая замена Асада ради сохранения лица или прямое с ним примирение, цели сирийской революции, в ее начальной форме отныне – история. Более того, сирийская оппозиция, в ее нынешнем жалком состоянии, неуклонно приближается к своей кончине.

Все происходящее теперь рассматривается в другой перспективе, и под другим углом зрения. После катастрофического перформанса иракской армии в Мосуле, правительство в Багдаде осознало, что существовавший статус-кво мертв, и что оно более не может полагаться на суннитов в форме – людей которые составляли большинство в армии. Вместо них, ему следует мобилизовать религиозно обработанные шиитские милиции, готовые воевать и умирать на войне с ISIS. При этом следует помнить, что стоящую милицию не создашь за одну ночь. Необходимы месяцы на селекцию, обучение и вооружение. Иран – настоящий мировой эксперт в подобных вещах. Поэтому он осознает, что не стоит ждать немедленной успешной контратаки против ISIS. Даже если бы милиции были готовы, взятие города у захвативших его инсургентов – занятие куда более трудоемкое, чем его сдача. Посмотрите на Асада в Латакии – ему потребовалось три месяца на то, чтобы выбить хорошо тренированную террористическую группу из провинции где все было против джихадистов. Более того, в распоряжении Асада и в непосредственной близости от зоны боевых действий были тысячи обученных, мотивированных и опытных бойцов. Малики следует все это учитывать, и любая спешка может обернуться для него катастрофой.

Стратегия в Ираке, на данном этапе, скорее всего, будет такова: сдерживание ISIS в рамках того, что он уже под себя подмял, небольшие тактические наступления и укрепление стратегических позиций (таких, как столица), сбор разведданных и подготовка к масштабной войне. Не следует себя обманывать, речь идет о длинной войне. Волну успехов ISIS нельзя обернуть вспять за месяц или два. Не стоит забывать, что для того, чтобы разгромить Аль-Каиду в Ираке американцам потребовалось много лет – и речь идет о куда более слабой организации, чем ISIS. Поэтому к концу войны мы можем увидеть сто тысяч вооруженных до зубов шиитских сектантов, закаленные в боях и обладающие огромным опытом.