Прочий экспорт (дерево, металлы, промышленные товары) не увеличится – из-за неспособности советской индустрии поддерживать западные стандарты.
При лучшем сценарии, Москва не может рассчитывать на большее, чем поддержание валютных запасов на нынешнем уровне. Главная надежда СССР – на скачок цен на нефть и газ. Это, теоретически может произойти, но не ранее, чем через два-три года, во второй половине 80-х.
В случае, если запасы валют стабильны или снижаются, СССР необходимы новые крупномасштабные кредитные заимствования. Но, если эти кредиты не будут выданы на благоприятных условиях – на очень долгий срок и под очень низкий процент, коэффициент обслуживания долга достигнет опасно высоких величин уже в течение нескольких ближайших лет. Например, при сохранении нынешних условий кредитования и при желании увеличить импорт на 3% коэффициент обслуживания долга в 1985 может составить 50% и 70% – в 1990.
Восточноевропейская проблема. Восточноевропейская валютная проблема куда более серьезна, чем финансовые трудности СССР. Их золотовалютные резервы минимальны. Если оставить Польшу, находящуюся в неразрешимой ситуации, и рассмотреть все прочие страны Восточного Блока, то можно обнаружить, что во всех, за исключением Чехословакии коэффициент обслуживания долга превышает 30%, а в ГДР достиг 60%.
Несмотря на подписание договора о новом графике покрытия польского долга, у Варшавы нет никаких шансов создания положительного сальдо торгового баланса или получения достаточных поблажек от кредиторов для того чтобы покрыть 10 миллиардов долларов, необходимых для обслуживания долга в 1982 году. Любой из возможных результатов польского экономического хаоса лишь далее ухудшит ситуацию восточноевропейских заемщиков.
Румыния, как и Польша, фактически банкрот. Это также наносит удар по способности других стран блока привлекать кредиты. Бухарест пошел на резкое снижение импорта в 1981, что добавило еще более обострило внутриэкономическую ситуацию. Румыния не желает продавать золотой запас – весьма вероятно, что он служит залогом по прежним долгам. Дополнительное сокращение импорта приведет к экономическому коллапсу по польскому сценарию.
И ГДР и Венгрия нуждаются в этом году в многомиллиардных кредитах. Обе страны фактически отрезаны от западных финансовых рынков. Западные банки планомерно сокращают свои долгосрочные и среднесрочные кредиты этим странам. ГДР, Венгрия и Югославия переживут этот период за счет предпринимаемых экстренных мер.
Если бы существующие долги были пролонгированы, следовало бы ожидать нулевой или минимальный рост в ближайшие несколько лет. Важно учитывать тот факт, что западные кредиты сыграли большую роль в массированных инвестициях начала 70-х. Это позволяло поддерживать приемлемый, хотя и небольшой , темп прироста. Западный кредит был одним из важных столпов неэффективных экономик – и теперь он исчез.