Джеффри Кларфилд – знаменитый британский антрополог, много лет проработавший в Африке. Ниже – перевод его статьи о том, что стоит за нынешними событиями в Кении и Сомали.
21 сентября 2013 года группа исламских террористов – членов базирующейся в Сомали милиции аш-Шабааб атаковала Вестгейт Молл – торговый центр в Найроби, столице Кении. Как бывший резидент города, я знаю его очень хорошо. Я покупал продукты там практически каждый день – по пути на работу в Национальный Музей Кении.
Осада длилась три дня. Атаковавшие убили более 60 человек. Было много раненых. Заложников пытали. Были сообщения о том, что захватчики отделили мусульман от немусульман, и позволили мусульманам покинуть Молл. Эта атака была частью их джихада против правительства Кении и его западных союзников. Я знаю одну женщину, которая провела в плену шесть часов, и ей удалось сбежать. Она была еврейкой, и я не хочу даже думать о том, какая ей была уготована судьба, если бы атаковавшие узнали об этом. После атаки аш-Шабааб объявил через интернет, что нападение было также направлено против сионизма, Израиля и евреев. Мэйнстримная пресса это заявление предпочел проигнорировать.
Атака – часть более широкого столкновения цивилизаций в Восточной Африке, которое идет на протяжении последних двухсот лет. На самом деле, начало этого столкновения возможно датировать и восьмым веком – с момента возникновения мусульманских поселений на африканском побережье Индийского океана и на прилегающей к побережью территории. Утвердившись на побережье, мусульманские этнические группы продвигались вглубь континента на протяжении столетий. Они делали это или как торговцы и колонисты, или как воины и джихадисты. Иногда они играли все эти роли вместе, иногда – только одну. Главным двигателем этой экспансии были сомалийцы. Главной целью сомалийских джихадистов было уничтожить или подорвать христианскую природу нагорной Эфиопии – именно это является причиной множества войн, которые вели христиане, марксисты, мусульмане и националисты, включая вторжения эфиопской армии в Сомали на протяжении последних 24 месяцев.
Кения – родина Банту и нильских племен (а также многих в прошлом немусульманских племен оромо-эфиопских кочевников, скитавшихся по северо-восточной части Кении и прилегающей части южного Сомали). Исторически, они были целью и жертвами прибрежной мусульманской работорговли, центр которой находился в исламском государстве Занзибар (и которое простиралось глубоко в Конго), Занзибар основали арабские принцы из Омана в 19-м веке. Сомали была лишь частью этой более обширной системы работорговли. Со второй половины 19-го века британцы атаковали эту систему и добились – дипломатическими и военными способами ее краха. Сомалийская часть системы работорговли была окончательно разрушена и запрещена после того, как британцы нанесли поражение сомалийскому джихадисту Мухаммеду Абдулле Хассану, мобилизовавшему Сомали против Британии в 20-х годах. После этого были организованы сомалийские протектораты.