Возвращение. Франция и контуры нового Ближнего Востока

Серия последних деклараций Франсуа Олланда демонстрирует, что Франция изменила свое восприятие, согласно которому конфликты могут быть разрешены только дипломатическими средствами. Соответственно, Франция пришла к заключению, что дипломатической акции недостаточно для того, чтобы остановить сирийское кровопролитие – со всеми его ужасающими последствиями – и что дипломатия должна быть поддержана французским военным потенциалом.

В новой французской политике свою роль может играть и элемент досады – в сентябре, когда Обама собрался войной на Сирию, Франция была единственным американским союзником, обещавшим поучаствовать. Олланд, в соответствии с описанной выше французской традицией, величаво провозгласил, что Франция “готова покарать” Асада за использование химического оружия. Решение Обамы о том, что он заключит сделку с Асадом, выставило Францию в нелепом свете, и иранский демарш может оказаться лишь частью маленькой французской мести.

“Ось Сопротивления” уже видит, во что может вылиться заполнение оставленного американцами ближневосточного вакуума Францией. Мухаммед Баллуд, обозреватель про-сирийской ливанской газеты As-Safir уже на следующий день после срыва переговоров с Ираном разразился статьей, смысл которой сводится к тому, что “про-израильская социалистическая партия Франции” теперь выполняет заказы сионистских патронов и служит связующим звеном в вырисовывающемся альянсе Израиль-Франция-Саудовская Аравия.

Официальный визит Олланда в Израиль начинается 17 ноября. Нетаниягу готовит ему пышную встречу, и уже осыпал его словами благодарности за французское поведение в ходе переговоров с иранцами.

Баллуд делает интересное наблюдение. С его точки зрения, центр приоритетов Франции при Саркози на Ближнем Востоке однозначно совпадал с интересами Катара – от Дарфура и Ливии до Ливана, Сирии и Ливана. Теперь французы переориентировались на значительно более многообещающую Саудовскую Аравию, которая, по счастливому совпадению обстоятельств, перестает быть американским клиентом. С точки зрения Баллуда, Тель-Авив, Париж и Эр-Рияд объединяют общие страхи и заботы – в первую очередь, Сирия, “Хизбалла” и иранская ядерная программа.

Баллуд уверен в том, что американские, британские и германские компании за кулисами переговоров 5+1 тихо готовятся занять объемный иранский рынок – по грубым оценкам на восстановление ущерба от санкций Ирану потребуется 60 миллиардов долларов. Париж, в то же время, вовсе не уверен, что его на этот рынок пропустят, и потому предпочитает укрепить свой союз с Саудовской Аравией, которая, с экономической точки зрения, является не менее завидным рынком, чем Иран.

По материалам:

Robert Zaretsky France’s Forgotten War, Foreign Policy, April 13 2013

Tsilla Hershco France and the Syrian Civil War: From Diplomacy to Military Intervention, Begin-Sadat Center, September 8,2013

Mark Lynch. How France Scuttled the Iran Deal at the Last Minute Foreign Policy, November 10, 2013

впервые опубликовано на войне