Для жителей квартала Рукн ад-Дин в Дамаске титул “ага” имеет совершенно конкретное значение. Он был присвоен только одному человеку – оружейному дилеру, недавно внезапно покинувшему Дамаск при таинственных обстоятельствах. Дилер наводнил граничащие с Сирией страны определенными моделями оружия, и говорят, что его деятельность была напрямую санкционирована сирийской разведкой.
Этот же человек когда-то обнял по прибытии в Дамаск лидера турецкой курдской группировки PKK Абдаллу Оджалана, и этому же человеку позволили издавать курдский политический журнал – в самом сердце Дамаска.
Этого человека зовут Кадри Джамиль Паша. Джамиль до самого последнего времени был заместителем премьер-министра Сирии, основным каналом связи с Москвой – и теперь он внезапно превратился в главную сенсацию сирийской прессы.
Кадри Джамиль – сын крупного курдского феодала, по совместительству – пламенного коммуниста, Фуада Паши Кадри. Лидер сирийской коммунистической партии, Халид Багдаш (тоже курд), в легендарную эпоху зарождения “арабского коммунизма” поручил Фуаду наиболее важную задачу – сбор финансовых средств, необходимых для молодого и неокрепшего марксистского движения. Фуад с задачей справился более чем успешно. На протяжении нескольких десятилетий он возглавлял внешнеторговое предприятие Technoexport, ввозившее в Сирию товары советского производства. Феодальный властелин Фуад Паша превратился в монополиста, продававшего советские автомобили в Сирии и в регионе.
Нерушимая и взаимовыгодная дружба двух марксистов была скреплена браком сына Фуада, Кадри, и дочери Багдаша, Салимы. Кадри, родившийся в 1952 году, был завидным женихом. Он получил докторскую степень по экономике в Московском Университете в 1984, и стал профессором Института Социально-Экономического Планирования в Дамаске. Кадри вступил в “старую” сирийскую коммунистическую партию в нежном возрасте 14 лет. Кадри был редактором газеты Nedal a-Shab с 1991 по 2000 годы. Его брак с Багдаш, однако, оказался неудачным. Возможно причиной этому были амбиции родителя жены, возможно, закулисные сделки Багдаша с Асадом.
После кончины старого Паши, судьба Кадри была предопределена. Вооруженный знанием научного марксизма и связями в Москве, он стал держателем “красных денег” в Сирии. Его роль предусматривала активную работу с представителями спецслужб, вместе с детьми высших офицеров сирийской разведки. Наиболее крупным был совместный бизнес с генерал-майором Мухаммедом Нассифом, с которым он создал несколько совместных компаний.
Стремление к доминированию, однако, привело к тому, что Кадри не сумел договориться с новым руководством сирийских коммунистов, и был исключен из партии. Следует отметить, что понятие “новое” в данном случае весьма относительно – речь идет о вдове Халеда Багдаша, Висаль. Кадри не унывал, и в октябре 2002 организовал собственную партию – Национальный Комитет Единства Сирийских Коммунистов.
Кадри активно пользовался своими связями среди сирийских силовиков. Несмотря на то, что партия не была зарегистрирована, он издавал газету Qasion – “без официального разрешения”. Кадри открыл офисы в Дамаске и провинциях, и к нему стекались лефтистские диссиденты, по каким-либо причинам недовольные коммунистической партией курдского клана Багдаш.