Охота на бородатых. Преждевременные похороны “Братьев-Мусульман”

Спустя несколько недель после покушения президент Нагуиб был арестован. Насер восторжествовал. “Братство” было распущено, его верховный духовный лидер, Худайби, так долго во всем соглашавшийся с Насером, оказался в тюрьме.

Аналогии с нашим временем очевидны. Египетские власти вот-вот примут решение о роспуске и запрете на деятельность “Братьев-Мусульман”.

После роспуска “Братства” Насером прошло 20 лет, прежде чем оно вышло из подполья, и после этого еще 30 – до победы на президентских выборах. И в 1954 “Братство” запретили не впервые. Деятельность “Братства” была запрещена в 1940-1942, и затем повторно – в 1948. Первый верховный духовный лидер “Братства” был убит. Второй большую часть своей жизни провел в тюрьме. Третьего терпел Анвар Саддат, но и он, в конце концов, отправил его в тюрьму – в 1981.

Данн подводит итог своему историческому экскурсу: “Братья – чемпионы политического возвращения. Рано писать им некролог”.

В этом свете весьма интересно недавно опубликованное интервью с Анваром Садатом – племянником убиенного египетского президента. Садат – лидер “правоцентистской” Партии Реформ и Развития.

Садат, комментируя нынешнюю ситуацию в Египте в исторической перспективе, сказал “что-то совершенно неожиданное” для корреспондента британской Independent: “Реальная демократия к этой части мира попросту не подходит. Нам необходимы осознание и образование, понимание наших ценностей. Мы, египтяне, много говорим о той цивилизации, которая есть у нас 7 тысяч лет. Но в действительности мы похоронили все достижения наших отцов. Мы даже не можем сами понять, чего же мы хотим, к чему стремимся”.

Садат уверен в том, что Мурси надо было убрать, но проблема не только в Мурси: “Нам в Египте необходимо политическое решение. Полицейское решение – не более, чем временная мера. Люди говорят о “Братьях” – “эти террористы” и еще больше давят на правительство. Вся пресса поддерживает одну линию, и это не помогает. Это затрудняет действия людей, готовых к гибкости и компромиссу. Здесь, в Египте, мы должны научиться жить друг с другом. Люди совсем свихнулись с этим “Братством””.

Садат рассказал подробности слухов, часть которых ранее просочилась в прессу – о консервативных, если не исламистских взглядах иконы нынешнего либерального путча – генерала Абделя Фаттаха Сиси.

Сиси происходит из очень консервативной семьи. Его дядя был активным и видным деятелем “Братьев-Мусульман” в 50-х, и работал с нынешним верховным духовным лидером Мухаммедом Бади. Садат утверждает: “Сиси был готов пойти навстречу “Братьям-Мусульманам”, он был готов на компромисс. Вы знаете, на него сильно давили. Сам Сиси никогда не был близок к “Братству”, но он консервативен, как и большинство наших офицеров. Они молятся. Это – наш умеренный, традиционный ислам. Но мы должны понять, что эти люди – “Братья-Мусульмане” – большой сегмент нашего общества. Это реальность. Мы должны демонстрировать готовность к компромиссу. Но нам очень повезло – армии удалось изолировать Синай и Суэц. В противном случае террористы добрались бы до Каира, и было бы пролито куда больше крови”.

Каир-1952: Сезон охоты на белого человека

Несбывшийся Египет