Саудовская Аравия охвачена волной слухов о выборе наследника престола. Королю Абдалле 90 лет и он совсем слаб. За последние 4 месяца он ни разу не появился на публике. Тем не менее, он затрачивает значительную энергию на неожиданные и сильные маневры в вопросе наследственности, которые совершенно сбивают с толку наблюдателей и предсказателей саудовской политики.
27 мая Абдалла издал декрет, согласно которому Национальная Гвардия – самая мощная военная организация королевства, которой он сам командовал на протяжении четырех десятилетий, получила статус отдельного министерства. Министром назначен сын Абдаллы, 61-летний Митеб. Это сразу увеличило политический вес Митеба и улучшило его позиции внутри клана Сауд.
Несмотря на это, аналитики продолжают полагать, что Абдалла намерен оттянуть, насколько это возможно, передачу власти представителям “молодых” принцев – внуков и правнуков Ибн Сауда.
Если это соответствует действительности, деятели администрации Обамы не обрадуются. Они поставили на “молодую кровь”, которая, как надеются американцы, сможет провести серию необходимых реформ. Предпочтительным кандидатом американцев является 53-летний принц Мухаммед бин Найеф, недавно назначенный на ключевую должность министра внутренних дел. Во время визита Мухаммеда в Вашингтон в январе, перед ним постелили красную дорожку и встретили с королевскими почестями. Принца приняли и президент США и Госсекретарь.
Мухаммед не только представитель молодого поколения принцев. В середине 2000-х он провел успешную кампанию по разгрому “Аль-Каиды” на территории королевства. Он также стал настоящим героем клана после дерзкого покушения на его жизнь в его собственном дворце летом 2009 года. Это был один из первых случаев использования жидкой взрывчатки “Аль-Каидой”. Террорист-самоубийца Абдулла аль-Асири, представитель знатного саудовского клана, попросил у принца личной аудиенции под предлогом обсуждения условий его сдачи властям. Взрывчатка была спрятана у него в заднем проходе. Взрывное устройство сработало, но тело террориста послужило щитом, прикрывшим Мухаммеда. Тот получил легкие ранения.
Два человека, от которых в наибольшей степени зависит выбор наследника – король Абдалла и 77-летний наследный принц Салман продолжают демонстрировать амбивалентность и приверженность к принципу передачи трона от одного брата другому. За прошедший 81 год саудовская корона передавалась таким образом пять раз.
В случае, если эта традиция сохранится, наилучший шанс стать королем – у последнего представителя Судаирской Семерки (семи полных братьев, детей первого саудовского короля Абдуль-Азиза эль-Сауда (Ибн Сауда) и принцессы Хасса бинт Ахмат бин Мухаммад эль-Судаири), 71-летнего принца Ахмеда. Это – весьма неожиданный поворот. Карьера Ахмеда, казалась бы, закончилась в ноябре 2012, когда король уволил его с поста министра внутренних дел. Ахмеду не понравились планы отделения от министерства подразделений внутренних войск – численностью в 500 тысяч человек. Несмотря на королевскую немилость, Ахмеда, по возвращении в Эр-Рияд после отставки, публично приветствовали несколько сотен принцев.
Некоторые говорят, что вопрос о передаче трона может решиться биологическим путем – в зависимости от того, кто будет жить дольше, Абдалла или Салман. Абдалла уже пережил двух наследных принцев. Ранее распространившиеся слухи о том, что у Салмана – Альцгеймер оказались ложными, тем не менее, он серьезно болен и возможности его ограничены. Предполагается, что если Салман переживет Абдаллу, то он назначит наследником Ахмеда, который является его родным братом.
Если же Абдалла чудесным образом переживет Салмана, он может назначить наследным принцем Мукрина, своего брата по отцу. Сауды говорят, что Мукрин активно готовится к схватке за трон, навязчиво появляясь в прессе и на официальных мероприятиях. Мукрин – 35-й и самый молодой из живущих сыновей ибн Сауда – от его 18-й жены. Мукрин занимает должность второго вице-премьера, а до этого был главой Директората Общей Разведки. Он отвечал за критически важные афганское и пакистанское направления саудовской политики.