Израиль. Зараза бедуинской полигамии I

Адвокат Абу Шараб объясняет, что такое отношение к женщине – когда ее попросту бросают, стало очень характерным для полигамных отношений. Вместе с резким ростом количества полигамных браков в последние десятилетия, существовавшие ранее обязательства перед женщиной испарились. Абу Шараб говорит, что если мужчина женится на новой жене, он бросает старую и уходит с новой в новый дом. Шараб говорит: “Раньше подобное поведение считалось не мужским. Но теперь оно полностью принимается обществом”.

Вторая жена мужа Самар родила ему семь детей. Он решил с ней расстаться, и женился на третьей, которая родила ему пятерых. Самар осталась с семьей мужа – у нее просто не было выбора. Она говорит: “Я помогала с бизнесом семьи, надеясь хоть на какую-то поддержку”.

13 лет Самар не живет с мужем – но считается его женой. Развод – плохой выбор для бедуинской женщины. Абу Шараб говорит: “Если женщина разводится, она не может начать новую жизнь. Ее семья не будет готова ей помогать. Она должна будет оставить детей мужу. Дети считаются принадлежащими мужу и его племени. У меня есть дела, когда женщины оставляли детей, которых еще кормили грудью – по требованию племени. Угроза забрать детей – самое мощное оружие. Как только женщина пытается высудить алименты, муж говорит: я заберу детей и ты останешься ни с чем. В большинстве случаев женщины предпочитают молча страдать”.

Самар говорит, что тот факт, что отец уходит из дома к другой женщине плохо сказывается и на детях: “Пока они были маленькие, он с ними играл, приносил им игрушки, одежду еду. Он возил их с собой в машине. Когда он женился на другой – все рухнуло. Их душевное здоровье разрушено. Они видят его раз в месяц – в доме отца мужа”.

Самар, в конце концов, решилась написать заявление на мужа в полицию, и потребовала судебного ордера о защите. Она сбежала из дома. По разводу шариатского суда ей отдали сына. Дочь забрал муж Самар рассказывает, что делом занимались психолог и социальный работник – оба бедуины. Они поддались давлению бедуинской общины, и отдали опеку над дочерью семьи мужа”.

По словам адвоката Шараб, до основания государства заключалось очень небольшое количество полигамных браков – главным образом, религиозными лидерами и шейхами племен. Но с началом процесса урбанизации бедуинов, полигамия превратилась из маргинального феномена в эпидемию. По словам Шараба, в некоторых племенах Негева сегодня до 50% браков – полигамные.

Адвокат Райя Абу Рабия пишет докторскую диссертацию о запрете на полигамию и бедуинах. Она говорит, что государство провалило процесс урбанизации бедуинов. Она перечисляет симптомы провала: “Половина бедуинов живет в непризнанных поселениях, в условиях нищеты или экономического стресса – и на этом фоне постоянно усиливаются исламистские партии. Государство не боролось с племенным элементом в бедуинском обществе – напротив, оно усилило его – и это ведет, среди прочего, к усилению бигамии. Полигамия – попытка мужчин восстановить контроль в частном, личном пространстве Бедуинское общество – самое бедное, социально и политически маргинализованное, с самым большим процентом неграмотности. Это – общество в кризисе”.