Парадокс реакционного модернизма

Как, в таком случае, мог германский национализм, и за ним национал-социализм примириться с современной технологией? Баррингтон Мур здраво отметил, что именно в этом заключается “базисное ограничение” бескомпромиссной вражды к индустриализму, в результате которой развивается деревенская ностальгия. Дарендорф и Давид Шоенбаум далее развили идею о том, что нацисткая идеология несовместима с индустриальным обществом. Дарендорф утверждал, что несмотря на анти-модернисткие взгляды, требования тоталитарной власти превратили нацистов в радикальных инноваторов. “Сильнейший толчок в современность” был одной из определяющих особенностей национал-социализма – и это демонстрирует потрясающий конфликт между нацистской идеологией и практикой. Дарендорф писал: “Вуаль идеологии не должна обманывать нас. Пропасть между идеологией и практикой была настолько глубока, что возникает соблазн поверить в то, что идеология была не более, чем усилием намеренного обмана народа” Примерно также пишет Шоенбаум: “Национал-социализм – это двойная революция, а именно, идеологическая война против буржуазного и индустриального общества, которая велась буржуазными и индустриальными средствами”. С его точки зрения, конфликт анти-индустриального видения нацистской идеологии и модернизирующих практик нацистского режима был разрешен через “неизбежное сближение” между массовым нацистским движением и государственными и промышленными элитами, которые она обещала уничтожить.

Это напоминает анализ Германа Раушнинга, представлявшего гитлеризм в качестве “нигилистической революции”, направляемой набором абсолютной циничных, оппортунистических рационализаций, лишь выдающих себя за “взгляд на мир”. Но проблема в том, что слишком часто поступки гитлера совпадали с его идеологией. Если идеология и практики не совпадали, как объяснить их ужасающее единство во время Холокоста? Тезис о “двойной революции” предполагает наличие идеологического цинизма. “Сильнейший толчок в современность”. или, по меньшей мере, в некоторые аспекты современного общества существовал, но не за счет нацистской идеологии. И Дарендорф, и Шоенбаум недооценили тот уровень выборочного усвоения современности, и в особенности, современной технологии, который пустил корни в германском национализме – до и после прихода нацистов к власти.

JEFFREY HERF Reactionary modernism Technology, culture, and politics in
Weimar and the Third Reich, 1984