За уверенностью израильских военных и служб безопасности, которые в последние несколько недель наносят сокрушительные удары по одному из своих крупнейших региональных соперников, скрываются малоприятные факты: за почти четыре десятилетия борьбы с Хизбаллой Израиль лишь недавно смог по-настоящему переломить ситуацию.
По словам нынешних и бывших сотрудников служб безопасности, изменилась глубина и качество разведданных, на которые Израиль смог опереться в последние два месяца, начиная с убийства 30 июля Фуада Шукра, правой руки Насраллы.
Эти сотрудники рассказали о масштабной переориентации усилий Израиля по сбору разведданных о Хизбалле после того, как его гораздо более мощные вооруженные силы не смогли нанести нокаут по боевой группировке в 2006 году или даже ликвидировать ее высшее руководство, включая Насраллу.
В течение следующих двух десятилетий израильское подразделение 8200, занимающееся всеми видами SIGINT, и управление военной разведки АМАН добывали огромное количество данных, чтобы составить карту быстро растущего нарыва на “северной арене” Израиля.
Мири Эйсин, бывший старший офицер разведки, говорит, что это требует фундаментального изменения отношения Израиля к Хизбалле, ливанской герилье, которая подточила волю и выносливость Израиля в трясине 18-летней оккупации Южного Ливана. Для Израиля она закончилась в 2000 году бесславным бегством, сопровождавшимся значительными потерями в сборе разведданных.
Вместо этого, по словам Эйсин, израильская разведка расширила свои возможности, чтобы видеть всю Хизбаллу, обращая внимание не только на ее военное крыло, но и на ее политические амбиции, растущие связи с иранскими Стражами революции и отношения Насраллы с президентом Сирии Башаром аль-Асадом.
“В этом смысле вы должны точно определить, что именно вы ищете”, – сказала она. “Это самая большая проблема, и если она решена правильно, то позволяет взглянуть на это во всей сложности, увидеть всю картину целиком”.