16-17 мая 2022 года, когда внимание всего мира было приковано к российско-украинской войне, начальник штаба иранских вооруженных сил генерал-майор Мохаммад Багери посетил Таджикистан, где встретился с президентом Эмомали Рахмоном и высокопоставленными военными чиновниками. Важнейшим событием этой поездки стало открытие генералом Багери и таджикскими начальниками завода по производству иранских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Абабиль в столице Таджикистана Душанбе.
Буквально Абабиль означает “Стая птиц” и относится к чудодейственным птицам в исламской вере, упоминаемым в священной книге Коран. Первый беспилотник серии Ababil (Ababil-1), созданный Иранской авиастроительной промышленной компанией (HESA), использовался на поздних этапах ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Созданный вслед за ним Ababil-2 – недорогой тактический беспилотник, предназначенный для разведки, наблюдения и атаки. Его радиус действия составляет 200 километров, а в воздухе он может находиться в течение 1,5 часов. БПЛА может подниматься на высоту 3350 метров и в ходе операций по наблюдению и разведке может контролировать территорию площадью 770 квадратных километров. Кроме того, он способен взлетать с катеров и скоростных лодок.
Военное сотрудничество между Ираном и Таджикистаном, включая открытие в Душанбе завода по производству иранских беспилотников Абабиль-2, является одним из важнейших результатов отмены эмбарго на поставки оружия Ирану. На основании резолюции 2231 Совета Безопасности ООН (июль 2015 года), одобрившей Совместный всеобъемлющий план действий (JCPOA) по иранской ядерной программе, все ограничения на поставки основных видов вооружений в Иран и всех вооружений из Ирана истекают в октябре 2020 года. Это означает, что Иран сможет на законных основаниях покупать и продавать обычные вооружения, включая стрелковое оружие, ракеты, вертолеты и танки.
У Таджикистана – 1200-километровая граница с Афганистаном, он сталкивается с угрозами со стороны Исламского государства, а также Талибана. Более того, во второй половине мая 2022 года в горном районе Памира в Таджикистане произошли самые серьезные вспышки насилия с момента окончания гражданской войны в 1997 году. Хотя в Душанбе находится российская 201-я военная база, и Россия укрепила этот форпост новыми танками и системами противоракетной обороны после возвращения талибов к власти в Афганистане, в настоящее время Москва сосредоточена на войне против Украины. В таких условиях Душанбе надеется укрепить собственную готовность к безопасности, в частности, за счет приобретения более совершенных военных БПЛА с помощью Тегерана. В свою очередь, Иран также имеет 945-километровую границу с Афганистаном и сталкивается с аналогичными проблемами безопасности с тех пор, как талибы захватили Кабул. По этой причине аятолла Хаменеи в ходе встречи с президентом Рахмоном заявил, что “проблемы безопасности, особенно в Афганистане и распространение терроризма, являются важными вопросами между двумя странами”.
3 мая 2022 года в интервью Fars News иранский парламентарий Абольфазаль Абутораби заявил, что Исламская Республика Иран входит в четверку ведущих держав мира по количеству беспилотников, и это подвиг, совершенный иранскими специалистами и экспертами.