Амир Рапопорт опубликовал на сайте Israel Defence материал о первых уроках войны в Газе, и об их оценке в ЦАХАЛе – в связи со стратегической ошибкой в распределении ресурсов и построении сил.
Хотя ЦАХАЛ неоднократно заявлял, что расследования войны “будут проводиться только после окончания войны”, на практике все штабы и подразделения уже проводят предварительные расследования, чтобы немедленно извлечь уроки.
В разведывательном управлении глава АМАН генерал-майор Аарон Халива еженедельно проводит совещания по извлечению уроков. У тех, кто видел его там, сложилось впечатление, что его сердце разбито, глаза опухли из-за чувства скорби и груза ответственности, но он делает все возможное, чтобы провести нынешнюю кампанию так, чтобы провалы разведки были сведены к минимуму.
В последние годы в Израиле абсолютный приоритет был отдан ВВС и разведывательному управлению в ущерб сухопутным войскам, которые были сильно истощены и деградировали.
Здесь уместно подчеркнуть еще один аспект, касающийся непосредственно сухопутных войск: хотя сценарий войны с полной оккупацией Газы учитывался в ЦАХАЛе на протяжении многих лет – не все возможные усилия были предприняты для адаптации средств ведения войны к характеру миссии.
Несомненно, если бы ЦАХАЛ приложил больше усилий для борьбы с угрозой туннелей, как это было сделано после 7 октября, ситуация была бы сегодня гораздо лучше.
Одна из многих проблем, выявленных в ходе расследований, связана с большим количеством потерь бронетехники. Против противотанковых ракет большинство подразделений действительно имеют решение, которое считается хорошим, пусть и не идеальным, – систему защиты Меиль Руах. Но не для всех.
Более того, многие танкисты были убиты снайперским огнем по командирам, когда те высовывали голову из башни для оценки обстановки. Это происходит несмотря на то, что в Израиле уже много лет назад была разработана система, позволяющая видеть оперативную ситуацию, не рискуя своей головой – из танковой башни.
Эта система будет использоваться только в будущем танке Меркава, который получит название Барак. В нынешних Меркава, даже Меркава IV, управлять боем из башни невозможно.