За последние два столетия паттерны глобальной торговли коренным образом изменились – в результате доминирования Британии, а затем Соединенных Штатов. Их национальные валюты превратились в средства выражения цен взаимных расчетов – в большей части международной торговли. Вместе с этим банкинг европейского стиля – оперирующий в рамках строгих бюрократических процедур – также выдвинулся на позиции глобального доминирования. Но, несмотря на широко распространившееся предположение (по меньшей мере, с европейской точки зрения) о том, что менее формальные системы трансфера ценностей, такие, как хавала, в результате подобного напора были сведены до состояния терминального коллапса, как теперь стало очевидным, оказались ошибочными. Системы хавала не только выжили в результате этой тотальной атаки, хотя бы на обочинах нового мэйнстрима, но приспособившись к новым условиям, стали в последние десятилетия стремительно и экстенсивно развиваться.
Для возрождения трансакций хавала появилось несколько условий. Самое главное, стремительно увеличилось количество иммигрантов из стран третьего мира в Европе и Северной Америке. Они стали отсылать все более существенные суммы на родину. Во-вторых, с не меньшей скоростью развивалось индустриальное производство в Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии – Индии, Китае и пост-революционном Иране. В этих государствах формальные ограничения на валютные операции настолько жесткие, что фактически являются удавкой для бизнеса. В третьих, большую роль сыграло развитие новых, гораздо более быстрых и дешевых средств коммуникаций – факса и интернета вместо традиционной телеграфной связи. Вместе взятые, эти обстоятельства позволили азиатским финансовым предпринимателям слепить альтернативную систему международного трансфера ценностей . Она куда более дешева, гибка, доступна и не менее надежна, чем формальная банковская система.
Вильсон ( в докладе МВФ Hawala and other Informal Payments Systems: An Economic Perspective) в 2002 году ясно и красочно описал эту систему: “Почему хавала так широко используется? Существует консенсус относительно мотивации. Трансферы хавала часто работают быстрее, стоят дешевле, более надежны, доступны в большем количестве направлений, иногда предлагают более выгодный курс обмена чем признанные, легализованные финансовые институты. Хавала особенно популярна в странах с большим количеством рабочих-мигрантов, которые отсылают заработки на родину, семье…
Рабочий-мигрант пользуется услугами посредника – хавладара, для организации перевода на родину. Он совершает платеж в долларах или другой конвертируемой валюте. Хавладар в стране-получателе передает семье рабочего платеж в местной валюте. Очевидно, некая система семейных или иных связей необходима для того, чтобы подобная система работала в крупных масштабах и на постоянной основе. Мелкие хавладары концентрируются в в определенных магазинах или бизнесах в соответствующих мигрантских общинах: больше всего подходят на эту роль туристические агентства, но также и киоски, продуктовые лавки и прачечные.