В сравнении с современными (и “открытыми”) формами международного банкинга, хавала находится на самом неформальном краю спектра. Безопасность трансакций гарантирована не сложными (и дорогими) внутренними структурами , регулируемыми аудитом и государством, но через чрезвычайно персонифицированные отношения доверия. Поэтому с самого начала операторы хавала были близкими родственниками, и интенсивность личных отношений между ними гарантировала, что одно крыло семейного бизнеса обдирать другое. В дополнение к этому, торговцы, которым необходимо было воспользоваться хавала, всегда выбирали тех операторов, которые имели ясную связь с их общиной и сектой, и с которыми у них формировались многообразные связи.
Стоит подчеркнуть, что подобные многообразные связи гарантировали доверие, а также создавали очень эффективные санкции на случай неправомерных действий и употреблений. В мире, где каждый принадлежит к тесно связанным общинам, отсутствие членства в таких общинах и связанных с ними сетях оставляет индивида беззащитным перед лицом явной эксплуатации и нарушение норм обоюдности в таких сетях ведет к катастрофическим последствиям. Нарушитель не только рассматривается в качестве ненадежного бизнес-партнера – его присутствие на коллективных мероприятиях и торжествах не приветствуется, в его дом не приходят гости, и он не может женить своих детей – и его замужние дочери будут возвращены в его дом, дабы усугубить позор. Другими словами, каждый знал (и знает) об очень мощных санкциях, которые обрушатся на голову того, кто нарушит центральное обязательство систему – доверие.
Несмотря на то, что хавала является крайне персонифицированной системой банкинга, она, определенно не могла существовать без ведения записей и учета. С одной стороны, клиентам выдавались хунди – долговые расписки, в которых записывалось обязательство системы перед ним. С другой стороны, несмотря на то, что многие операторы располагали феноменальной памятью, не существовало никакого иного способа контроля за постоянно усложняющимися трансакциями, как ведение системы учета. Поэтому они создавали очень подробные – и очень закрытые системы учета. Это весьма похоже на “секреты ремесла” гильдий средневековой Европы. Во многих частях индийского субконтинента такие операторы создавали собственные эксклюзивные скрипты, совершенно недоступные для понимания неспециалиста.