Официальное соглашение гласило, что инвазивное наблюдение за всем населением США необходимо для предотвращения террористических атак, биотеррористических акций и даже вспышек заболеваний естественного происхождения до того, как они успеют произойти.
Архитектором TIA и человеком, возглавлявшим ее в течение относительно короткого периода существования, был Джон Пойндекстер, наиболее известный тем, что был советником Рейгана по национальной безопасности во время “Иран-Контрас” и был осужден за пять уголовных преступлений в связи с этим скандалом. Пойндекстер во время слушаний по “Иран-контрас” сделал знаменитое заявление о том, что его долг – скрывать информацию от Конгресса.
Одним из ключевых союзников Пойндекстера в работе над TIA был руководитель информационной службы ЦРУ Алан Уэйд. Уэйд неоднократно встречался с Пойндекстером по поводу TIA и руководил участием в ней не только ЦРУ, но и всех спецслужб США, подписавшихся на предоставление своих данных в качестве “узлов” TIA в обмен на получение доступа к ее инструментам.
Программа TIA, несмотря на все усилия Пойндекстера и его единомышленников, таких как Уэйд, в конце концов была вынуждена закрыться после серьезной критики и возмущения общественности. Так, например, Американский союз гражданских свобод заявил, что эта программа слежки “убьет частную жизнь в Америке”, поскольку “каждый аспект нашей жизни будет каталогизирован”, а некоторые ведущие СМИ предупредили, что TIA “борется с террором, запугивая граждан США “.
Хотя программа была закрыта, позже выяснилось, что на самом деле TIA никогда не закрывалась, а ее различные составные части были тайно разделены между сетью военных и разведывательных агентств, составляющих государство национальной безопасности США. В то время как некоторые из программ TIA ушли в подполье, основное программное обеспечение для паноптикона, которое TIA надеялась использовать, стало разрабатываться той самой компанией, которая теперь известна как Palantir, при значительной помощи ЦРУ и Алана Уэйда, а также Пойндекстера.
В момент официального запуска в феврале 2003 г. программа TIA сразу же вызвала споры, в результате чего в мае 2003 г. она была переименована в Terrorism Information Awareness. Это, очевидно, было сделано для того, чтобы она выглядела как всеохватывающая система внутреннего наблюдения и больше походила на инструмент, специально предназначенный для борьбы с “террористами”. Тем не менее, программа TIA была закрыта к концу 2003 года.