Пригожин создал новую компанию “Евро Полис” и заключил контракт с сирийским правительством на захват нефтяных месторождений в обмен на 25% прибыли. В декабре 2016 года ISIS вытеснил российских военных из Пальмиры. МО вновь выдало оружие Вагнеру – ради того, чтобы наемники отбили город. Когда российский генерал Александр Дворников принизил роль Вагнера в боевых действиях, разгневанный Пригожин отправил своих людей обратно на базу. Лишь под сильным давлением Вагнер вновь вступил в бой.
Инцидент в Сирии демонстрирует особенности российской системы. Сеть Вагнера работала над тем, чтобы внедриться в инфраструктуру национальной безопасности России, которая, в свою очередь, представляет собой сеть мощных групп интересов. Американская Blackwater также рекламировала себя как незаменимую опору “тотальной силы” вооруженных сил США, однако задачи Blackwater были совершенно иными. В отличие от Вагнера, перед Blackwater никогда не ставилась задача проведения наступательных операций параллельно или вместо американских вооруженных сил.
В то же время свобода российской элиты в проведении внешней политики позволяла Пригожину подписывать контракты с иностранными государствами даже в тех случаях, когда между правительствами стран существовали отдельные соглашения в области обороны. В этом смысле Вагнер напоминал южноафриканскую ЧВК Executive Outcomes (EO), которая в 1990-е годы подписала контракты с Анголой и Сьерра-Леоне. EO проводила обучение и участвовала в боевых действиях, но, в отличие от Вагнера или Blackwater, не могла использовать связи с “принимающим” правительством.
Пригожину все же требовалась аргументация, чтобы представить внешние контракты как отвечающие “национальным интересам” России. На помощь пришло Министерство иностранных дел РФ.
В 2017 году лидер Судана Омар аль-Башир обратился к российскому правительству с просьбой защитить его страну от влияния США. “Однако, – сказал нам Елединов, – российские военные не могли направить туда войска”. Единственным приемлемым вариантом для главного российского дипломата Сергея Лаврова была отправка наемников.
Конечно, использование наемников в Африке широко распространено, например, США наняли американскую ЧВК DynCorp для восстановления армии Либерии. Но американские военные могли бы ввести войска, если бы это было приоритетом. Сирия, находящаяся на расстоянии в половину расстояния между Суданом и Россией, уже создавала проблемы для логистики МО РФ.