Пожалуй, одним из наименее обсуждаемых элементов российских войск во время полномасштабного вторжения в Украину были инженеры. В отличие от большей части российских войск, инженеры показали хорошие результаты. Скорость, с которой российская пехота окапывается, и масштабы, с которыми она улучшает свои боевые позиции, заслуживают внимания, и это дополняется инженерными подразделениями.
В каждой бригаде имеются две инженерные роты, одна из которых занимается минированием, а другая – инженерной защитой войск.
Российское инженерное обеспечение защиты войск в основном следует своей доктрине, и со времен холодной войны методологических изменений практически не было. Российские оборонительные позиции обычно состоят из двух-трех линий, в зависимости от ситуации. Первая линия, вдоль линии соприкосновения, включает в себя боевые позиции, созданные пехотой. Вторая линия состоит из правильно спланированных окопов – по сравнению с стрелковыми ячейками на первой линии – и бетонных огневых точек, где это возможно.
Перед этими позициями прокладывается несколько полос препятствий, обычно образованных противотанковыми рвами глубиной 4 м и шириной 6 м, “драконьими зубами” и заграждениями из колючей проволоки.
Позиции в окопах обычно строятся как ротные боевые позиции в лесу и на линиях хребтов, расположенных для покрытия огнем открытых участков местности, а не как смежные линии фронта. Глубина линии обороны обычно составляет 5 км от первой полосы, а каждый пояс физической обороны имеет тенденцию простираться от 700 м до километра, так что весь ряд препятствий прикрывается огнем.
Третья линия обычно включает в себя боевые позиции для отступления и укрытия для резервов, а также позиции, вырытые для транспортных средств. Командные пункты (КП), как правило, подземные и укреплены бетоном. Общая глубина оборонительных укреплений на некоторых направлениях превышает 30 км.
Минные поля – еще один элемент российской линии обороны. Они редко имеют четкую структуру и редко обозначаются. Украинские войска отмечают, что русские не испытывают недостатка в минах, создавая смешанные поля, содержащие как противотанковые (ПТ), так и противопехотные (ПП) мины. Россия не подписала Оттавский договор 1997 года, что означает, что ее силы свободно используют любые виды мин. Они, как правило, оставляют полосы для движения назад между передовой, второй и третьей оборонительными линиями. Также отдается предпочтение минированию подходов труднопроходимым участкам.