Страна в центре Земли. Геоэкономика Конго

Надежды на то, что Конго поднимется – минимальны. В 2018 президент Жозеф Кабила, непосредственно перед тем, как его отстранили от власти, сумел ввести новый Кодекс, согласно которому пошлины на кобальт увеличивались с 2 до 10%. Этот процесс критиковался многими игроками с большими интересами в Конго (Glencore, China Molybdenum, CDM, Rangold и Ivanhoé). Это также никак не повлияло на условия жизни 90 миллионов обитателей страны из которых около 7 миллионов живет на доходы менее 500 долларов в год, а 28 миллионов в состоянии постоянной угрозы нехватки продуктов питания.

В последние три года наблюдается массовая миграция населения в восточных регионах, вследствие герильи групп джихадистов, действующих, в реальности, в интересах иностранных государств – в первую очередь Китая и Турции, из районов залежей редких металлов, колтана и золота. Сегодня действует “бессовестный концерн китайских государственных компаний”, сформированный с целью экстракции 10 миллионов тонн меди 600 тысяч тонн кобальта в течение 25 лет, общей стоимостью от 40 до 84 миллиардов долларов. Соглашение о консорциуме было подписано в 2007 году и названо “минералы в обмен на инфраструктуру”. Китай обязался инвестировать 6 миллиардов долларов в “улучшение техники добычи” и в улучшение экономики Киншасы, которого пока никто не видел.

Китай располагает самыми выгодными позициями по всей цепочке добычи и переработки редких металлов, лидирует во всем – от индустрии очищения кобальта (82%) до производства анодов и катодов (61-83%), а также очень влиятелен в производстве полупроводников – благодаря участию в большой конголезской игре. От 40 до 50% производства кобальта в Конго принадлежит китайским компаниям.

Даже древесина – в центре напряженной конкуренции различных вооруженных групп. Конго, вместе с Габоном экспортирует 80% всей древесины африканского континента. Речь идет, в первую очередь, о незаконном вывозе леса в Китай, Соединенные Штаты и Россию. Конголезская древесина используется для производства мебели, продающейся на европейских рынках. Главными поставщиками являются Китай (,025 миллиардов долларов в год), США (более 4 миллиардов) и Бразилия (2,654 миллиарда). Только Бразилия в этом списке использует собственные лесные ресурсы.