Страна в центре Земли. Геоэкономика Конго

Демократическая Республика Конго – страна, в которой безграничное богатство природных ресурсов сочетается с человеческой трагедией, равную которой трудно найти в остальном мире. Сочетание природных и геологических богатств предопределило бедствия народа, погрязшего в конфликтах за их распределение. От романа Джозефа Конрада Сердце Тьмы, жестко критиковавшего эпоху позднего колониализма до мятежа в Катанга, от каучуковой лихорадки , ставшей мотором геноцида начала XX века до эры редких металлов и реальность и фикция сосредотачивались на пропасти дуализма, разрывающего эту страну.

Термин геоэкономика, или отношение между геополитической мощью и экономико-индустриальной динамикой – определение тех разнообразных сил, положивших глаз на Конго и являющихся фактором хрупкости этой страны. Нобелевский лауреат, врач Денис Муквеге говорит: “Мы – одна из самых богатых стран планеты, но мой соотечественники – один из наиболее бедных народов мира”.

После зверской эксплуатации королем Леопольдом II и бельгийскими каучуковыми баронами Конго, вернее его нефть и алмазы, оказалось в центре внимания крупного британского, французского и американского капитала. Но сегодня главным богатством Конго является кобальт. Кобальт играет важнейшую роль и в литиевых, и в ионных аккумуляторах, и является совершенно необходимым для производства различных товаров, дорогих сердцу сторонников экологического перехода. Но этим все не заканчивается. Каждый смартфон последнего поколения, например, содержит крохотное количество колтана, ингридента, совершенно необходимого для оптимизации потребления энергии чипом нового поколения и для всех связанных с полупроводниками продуктов. Функциональность любого электронного девайса зависит от колтана, и в контексте рынков материалов формируемых сплавами колумбита и танталита большую ценность имеют минералы с более высоким уровнем содержания танталита – и именно это есть в колтане Конго.

Кровавая война в Киву является примером такой борьбы между фракциями. Она подогревается охотой международных игроков за конголезскими продуктами – корнем борьбы за ресурсы. Это еще больше осложняется присутствием вооруженных милиций – прокси Руанды. Руанда, на территории которой нет залежей колтана, тем не менее, является одним из его основных экспортеров. Прибыли с этого рынка являются одним из основных ее источников доходов. В 1998 колтан стоил 2 доллара за килограмм, в 2004, когда спрос экстремально подскочил – 600 долларов и сегодня – 100-150 долларов за килограмм. Экстракция колтана базируется на экономике беспощадной эксплуатации наиболее примитивного ручного, зачастую детского труда.