Фойер также полагал, что отчуждение этих интеллектуалов происходило ”главным образом, из подавленной воли к власти”. По контрасту, появлялись и аргументы о том, что враждебная роль и критическо-антагонистический подход западных интеллектуалов предопределялась не только их исключением из власти, их маргинальной социальной позицией или типом полученного им образования, но скорее самой моделью того общества, в котором они живут, то есть капиталистического общества, создавшего этос критического подхода и неприятия иллюзий. Так, например, Йозеф Шумпетер писал что “капитализм создает в индивидах предрасположенность к критическому образу мышления который, после разрушения морального авторитета всех прочих институтов в конце концов обращается сам против себя. Буржуа в ступоре обнаруживает, что рационалистический подход не останавливается на королях и папах, но предпринимает атаку против частной собственности и против всего проекта буржуазных ценностей”.
Political Pilgrims Western Intellectuals in Search of the Good Society
Paul Hollander 1988