К концу марта Матис обеспечил себе статус абсолютного диктатора – но уже через несколько дней он был мертв. В Пасху он получил, как он предполагал, “священное распоряжение” – совершить вылазку во главе небольшой группы последователей. Убежденный в том, что он находится под защитой Отца, он с небольшой группой вооруженных людей надеялся отбросить могучее войско и снять осаду с города. Вместо этого он и его последователи были, в буквальном смысле слова, изрублены на куски. Это событие открыло новые возможности для молодого последователя Матиса – Яна Бокельзона, который до сих пор не играл ведущей роли в этой драме, но во всех отношениях был к ней готов – и использовал этот шанс в полной мере. Он горел желанием получить некую блистательную компенсацию за те унижения и неудачи, которые ему довелось пережить. Он был рожден вне рамок официального брака. Его отцом был мэр голландской деревни, матерью – крепостная из Вестфалии. Он получил какое-то образование и поверхностное знание книг. Несмотря на это, он начал свою карьеру в качестве подмастерья портного. Когда он попытался организовать собственный бизнес он был разорен. С другой стороны, он обладал разнообразными талантами, которые только ждали своего применения. Он был необыкновенно красив, обладал необычайным красноречием, и с ранней юности наслаждался написанием, постановкой и игрой в драмах. В Мюнстере он сумел превратить реальную жизнь в драму, с самим собой в главной роли – и со всей Европой в качестве зрителей. Граждане Нового Иерусалима были им зачарованы и обожали его даже больше, чем Матиса.
Norman Cohn. The Pursuit of the Millennium: Revolutionary Millenarians and Mystical Anarchists of the Middle Ages, 1970