Пользуясь подобными средствами, папы могли вести чисто политические битвы чисто политическими средствами и даже покупать союзников и вести войны . Он был также в состоянии, наряду с другими великими монархами, содержать беспримерно блистающий двор, в коем интриги и разврат были разрастались не менее пышно, чем при других дворах Европы. Среди высших страт клира была ярко выражена тенденция приобщения к нормальному образу жизни высшего светского общества.
Если судить по нормам средневекового латинского христианства, которые, в принципе воспринимались всеми без исключений, история Церкви была далеко не вся совершенно черной. Но она представлялась совершенно черной мистическим анархистам. Эти люди испытывали величайший страх перед Вторым Пришествием – но, одновременно, были и заворожены им. Они применяли эти нормы с абсолютной непримиримостью, и не были готовы ни на какие уступки. Эсхатологические орды искали вождей, которых можно было считать исключительно спиритуальными лидерами, далеких от мирских забот, глухих к позывам и нуждам плоти. Лидеров такого типа можно было воспринимать как чудотворцев или демиургов, или даже богов во плоти и крови. Но, согласно таким стандартам, открытое порицание могло быть направлено исключительно против клира, чьи представители, оставаясь людьми были переполнены людскими грехами. Из-за своих экстраординарных, завышенных ожиданий эсхатологические движения не могли (в то время как Церковь могла и делала) осудить специфические грехи и специфических представителей клира. Вместо этого они видели во всем клире милицию Антихриста, которую сама ее природа подталкивала к материальному и духовному разрушению христианства, и добивалась этого тем более яростно, чем ближе был Конец. В одной из гравюр Лорха демонический кардинал выблевывает епископа и говорит: “Прочь с дороги, люди и Господь, я и Дьявол – владыки”. В иллюстрации Дюрера к шестой части Книги Откровений не только Папа и епископы, но также и рядовые монахи священники фигурируют среди тех, кто в День Гнева тщетно будут взывать с гор пытаясь скрыться от гнева Христа.
Norman Cohn. The Pursuit of the Millennium: Revolutionary Millenarians and Mystical Anarchists of the Middle Ages, 1970