И где он мог лучше всего это спрятать, как не в папской мантии и тиаре, прикрываясь всей мощью Церкви и ее святых? Но если дела обстояли именно так, то как еще можно было рассматривать Церковь Антихриста – истинную Вавилонскую Блудницу, “женщину, пьяную от крови святых”, мать всех мерзостей, “с которой блудили земные властители, и обитатели Земли были напоены этим вином ее блуда”? Клир превратился в Зверя Апокалипсиса, и какой еще имидж мог показаться более убедительным милленаристским энтузиастам, в чьих глазах жизнь клира была ни чем иным, как скотством, vita animalis, миром господства Плоти.
Действительно ли средневековая церковь погрузилась в такой грубый материализм? Или же вера в это, пусть и очень распространенная, была не более чем упрощением, приравнявшим еврея к ростовщику? Невозможно отрицать того факта, что Церковь, так много сделавшая для формирования средневекового общества, была его неразрывной частью. Еще до падения Западной Римской Империи императоры даровали Церкви языческие храмы, превратив ее в самого большого землевладельца на Земле. Эти богатства позволили Церкви пережить эпоху великого переселения народов и непрекращающихся набегов варваров относительно нетронутой. И это богатство лишь росло от века к веку тем, что даровали богатые и принцы. Собственность Церкви , согласно каноническому праву, была неотчуждаемой, и потому невзирая на безобразия светских магнатов, Церковь становилась все богаче и богаче. И у такой обеспеченной организации, конечно же, было всегда много соблазнительных назначений и должностей – и знатные семьи получали, благодаря влиянию или богатствам комфортабельные синекуры для своих отпрысков. Многие из назначенных таким образом епископов и аббатов были просто политиками, придворными или герцогами в нарядах клира. Аббаты превращали свои монастыри в роскошные резиденции, епископы строили дворцы, окруженные башнями и рвами, в которых они жили жизнью великих феодальных сеньоров.
Более того, начиная с XIII века само папство приобрело решительно светский характер. Папы преимущественно исполняли роль государственных деятелей и администраторов. Интенсивная циркуляция денег и восстановление коммерции позволило папам создать очень эффективную фискальную систему на европейском уровне. Как бы громко папство не осуждало “ростовщичество” – как оно определяло капитализм, оно же подталкивало к его развитию самим своим способом сбора денег. Еще до светских монархов папы начали работать с банкирами.