Протестантизм распространился в Германии, Польше, Богемии, Австрии, Венгрии и Франции – но он не набрал достаточных сил для того, чтобы сохранить плоды своих побед. Это была новая религия, не пустившая еще глубоких корней, на которые опиралось учение иезуитов. более того, иезуиты были отборной , избранной силой, в то время как кальвинисты, по мере распространения их религии, превратились в гетерогенную массу разобщенных общин, без центрального управления. Кроме того, несмотря на то, что они представляли собой наиболее эффективную новую ересь, они не могли сыграть роль защитников и миссионеров протестантской веры , как это смогли сделать иезуиты для Церкви Рима. Они представляли собой воинствующее левое крыло протестантизма, в то время как иезуиты – крайне правых воинствующих католиков – с той только разницей, что иезуиты бились за единое католическое дело, в то время как кальвинисты ненавидели своих собственных товарищей протестантов, в первую очередь лютеран, куда больше, чем самих папистов.
Единственная серьезная оппозиция, с которой столкнулись иезуиты был Орден капуцинов, да и то, речь скорее шла о соперничестве нежели вражде. Реформированная ветвь францисканцев, капуцины были основаны за несколько лет до иезуитов, но орден не смог наложить на Контрреформацию того характерного отпечатка, которым она обязана иезуитам. В начале XVII века. иезуиты, однако, еще недалеко от них отрывались, и их миссионерский порыв был куда сильнее их понимания политической интриги. Они специализировались на дипломатии , и были связными и посредниками между различными католическими монархами. Иезуиты, всегда более интересовавшиеся реальным распространением веры и образованием молодежи, не пытались заменить их в этой роли.
Но по прошествии лет их соперничество превратилось в антагонизм, и расширило, вместо того чтобы сузить пропасть между различными католическими правительствами Европы. Очень значительно то, что иезуиты были наиболее влиятельны в Австрии и Испании, а капуцины – во Франции.
Трещина в католической церкви существовала – но не настолько серьезная и очевидная, как между двумя лидирующими протестантскими церквями. И когда дело дошло до конфликта между Римом и еретиками, это отразилось на разделении интересов которое серьезно модифицировало состав возникших альянсов.
Cicely Veronica Wedgwood The Thirty Years War (1938)