Эра Благочестия

Псевдонаучный интерес к астрологии был всеобщей модой. Даже Кеплер, наполовину шутя, наполовину негодуя подтверждал, что астроном может выжить лишь прописывая дурь ее “маленькой глупой дочки”. Сам он был одним из очень немногих образованных людей, которых беспокойные времена подталкивали не к высотам веры, но к исследованию структур и возможностей материального мира. Во второй половине XVI  века школы анатомии были созданы в Падуе, Базеле, Монпелье  и Вюрцбурге. В Риме в 1603 году и в Ростоке в 1619 были предприняты попытки организации научных обществ. 

В Копенгагене и во всех школах Дании молодой и просвещенный король поощрял изучение математики, физики и естественных наук.  Открытие циркуляции крови Уильямом Харви через считанные годы должна была революционизировать медицину, также, как изучение материального мира было революционизировано Галилеем, подтвердившим, что Земля вращается вокруг Солнца.

До открытия Галилея противостояние между наукой и верой осознавалось частично. Лютер обрушил всю мощь своего авторитета на “шлюху рассудка”. Философия, наука и все процессы рационального мышления были безопасны до тех пор, пока основывались на религии. Истина могла быть получена благодаря прямому и святому озарению. Научные факты, полученные исключительно с помощью человеческого ощущения могли быть объяснены расчетом дьявола. Природный консерватизм человеческого разума помогал церкви в ее борьбе с научными гипотезами. Люди стремятся к определенности, они не ищут новых причин для сомнений и научных открытий, рассказывающих им странные вещи о земле, по которой они ходят и о их собственных телах. Поэтому они  с еще большей страстью стремились к твердым заветам веры.

Церковь никогда не казалась настолько могущественной, как в первые десятилетия XVII века. Несмотря на это одно поколение стало свидетелем утраты ее доминирования. Ее коллапс подразумевался самой ситуацией 1618 года. Фундаментальной проблемой  был разрыв между откровением и рациональным знанием, но чувства опасности оказалось недостаточным для того, чтобы чтобы объединить Церкви. Менее значимый диспут между католической и протестантской Церквями затмил более главную проблему – и церкви подготовили сцену для саморазрушения.

Cicely Veronica Wedgwood The Thirty Years War (1938)