Эра Благочестия

Реакция на материализм Ренессанса, начавшаяся в середине предшествовавшего века к этому времени достигла апогея. Спиритуальное возрождение проникло в самые корни общества и религия была реальностью среди тех для кого политика была бессмысленна и общественные мероприятия неизвестны.

Теологическая контроверсия стала обычным чтением всех классов, проповеди направляли их активность и моральные наставления скрашивали их досуг. Среди католиков культ святых достиг пропорций неслыханных на протяжении столетий и доминировал в практике как образованных людей, так и масс. Чудеса снова осветили каждый день жизни новым переживанием. Изменения материального мира, разрушение старых традиций, недостаточность умирающих обычаев подталкивали мужчин и женщин к спиритуальному и необъяснимому.
Те, кто не мог найти утешения в объятиях матери-церкви искали прибежища в оккультном: розенкрейцеры распространились по всей Германии и Франции, иллюминати укреплялись в Испании. Страх перед ведовством достиг невиданного размаха среди образованных классов, в то время как культ поклонения дьяволу распространился в массах. Черная магия практиковалась от северной Шотландии до средиземноморских островов и превратился в настоящий инкубатор страха, от ужаса перед которым содрогались гордые кельты, забитые крестьяне России, Польши и Богемии, также как и рассудительные торговцы Германии и йомены Кента.

Суеверия распространялись памфлетной литературой, собиравшей и раздувавшей любые странные события. Жуткие отчеты циркулировали среди образованных людей. Ученый из Вюртемберга считал виновными в смерти брата “грабителей или призраков”. Принц Анхальта, молодой, образованный и рафинированный интеллектуал упоминает в своем дневнике  свои видения фантазмов – без того, чтобы проявить удивление или недоверие. Семья электора Бранденбурга твердо верила в “белую даму”. Та являлась, дабы провозгласить приближение неизбежной смерти, и один раз так дала в ухо наглому пажу, что тот и помер через несколько дней. Герцог Баварский изгонял злых духов из супруги, дабы излечить ее от бесплодия.