Столетие убийственных идей X. Марксистский взрыв: как и почему

Главным успехом марксизма стала демонизация “капитализма”. Трудно найти желающих воздвигать баррикады в защиту капитализма (предположительно, под черным флагом с черепом и скрещенными костями). И его пороки постоянно атакуются – и не только сознательными марксистами. В то же время никто, например, не пытается представить Южную Корею в виде некоей мессианской утопии. Но антикапиталисты со слабым сердцем сталкиваются с серьезными трудностями, пытаясь объяснить, почему младенческая смертность в капиталистической Южной Корее настолько ниже, чем в соседней Северной – и с такими данными трудно доказывать преимущества экономической системы. Экстремальным примером подобного восприятия мира стало письмо Джона Ле Карре в Washington Post от 5 ноября 1996 года. Ле Карре признал, что коммунизм не работает, но капитализм “для большей части планеты стал разрушительной и ужасной силой”, вытесняющей людей с нажитых мест и изменяющей их образ жизни “не менее безжалостно, чем коммунизм”.

Действительно, многие изменения, происходящие в мире несут с собой хаос ( и это заметил еще Маркс, указав на то, что эти изменения носят “прогрессивный” характер). Но даже попытка сравнения двух систем нечестна. Оптимизация, или улучшение рынка – настоящий вызов, но они невозможны в рамках безумной категоризации.

Если “капитализм” предпочтителен, по сравнению с другими экономическими формами, мотивом является не то, что он более справедлив. Несправедливость встроена в любую систему, и в капитализме это понимается и признается, также как и то, что применением только экономической мощи никогда не завоевать чьего-то слепого доверия.

Даже на уровне самого марксизма, принимая его социально-экономические тезисы, мы видим доказательства того, что Маркс был развенчан своим собственным анализом и своими собственными построениями.  Как писал Энгельс о революционере 16-го века Томасе Мюнцере: “Социальная трансформация, которую он вообразил в своих фантазиях имела под собой мало экономических оснований в существовавших тогда условиях, и, в конечном счете оказалось подготовкой к диаметрально противоположной социальной системе”. Марксизм, таким образом, пал жертвой своей собственной критики.