Порт Хамад стал демонстрацией успеха новой катарской политики. Мотивы Катара – арабская блокада, из-за которой он был вынужден начать поиск новых путей к традиционным рынком, и осознание Китаем всего потенциала Хамад, в качестве одного из основных центров индийско-персидского направления на новом морском шелковом пути.
Строительство порта площадью 26 квадратных километров началось больше десяти лет назад в промзоне Умм эль-Хуль. Два года назад порт был объявлен свободной экономической зоной. Стоимость строительства порта составила 4,7 миллиардов долларов. Целью строительства порта было создание главного узла логистики Катара.
Порт был введен в строй в конце 2016 года – на фоне жесткого политического кризиса с арабскими соседями. Его уже запланированное расширение было ускорено. Это позволило увеличить максимальный объем проходящих через порт товаров. Начиная с этого момента, благодаря эффективности плана экстренных мероприятий, исполнение которого последовало за кризисом, Хамад превратился в самый важный, в геостратегическом отношении, порт Азии.
5 июля 2017 – дата начало официальной вражды между Дохой и блоком государств Залива. Катарское руководство, вместо того, чтобы впасть в отчаяние из-за перспективы колоссальных потерь, порожденных экономической блокадой установленной традиционными торговыми партнерами перенаправило траффик и теперь торгует, главным образом, с Китаем, Турцией, Индией и Ираном. Новые маршруты идут в обход тем препятствиям, которые попытались создать Саудовская Аравия, Бахрейн, Египет и ОАЭ.
Благодаря нейтралитету Омана Катару удалось перенаправить на себя часть трафика, ранее проходившего через Джебель Али (ОАЭ), и, вследствие этого, стабилизировать регулярные потоки, направляющиеся в важнейшие порты Индии: Мундра и Джавахарлал Неру. В начале сентября того же года – через каких-нибудь три месяца после начала экономической войны катарское руководство реализовало потенциал связей порта Хамад с портами Ирана, Малайзии, Китая, Турции и Греции, и добилось оптимальной диверсификации своих коммерческих преимуществ.
Импорт из Турции вырос на 62% в 2017-2018 годах – с 600 миллионов долларов до миллиарда, и до 1,2 миллиарда в 2019.
Взаимный обмен с Китаем в 2017-2018 годах увеличился на 27%, в этом году Китае вышел на первое место в качестве главного торгового партнера Катара.
Объемы импорта-экспорта с Индией увеличились в 2017-2018 году на 27% – с 9,172 миллиардов долларов до 12,12 миллиардов.
На фоне разъединения экономики Катара с экономической системой стран Залива его интересы перенаправляются в направлении цветущих и расширяющихся рынков Евразии – например, Азербайджана, который в первом квартале 2021 года превратился в третьего по значению торгового партнера эмирата.
Главным победителем в торговой войне Саудии против Катара оказался Китай – эмират полностью переориентировался на него и превратился в важнейший коммерческий узел нового морского шелкового пути.