В рассказе писателя-фантаста Хал Клемента, описывающем просчет, который привел к смерти межзвездного беженца сделан следующий комментарий: “Живи и учись – так они говорят… но трудность в том, чтобы остаться в живых учась”. На протяжении последнего столетия человечество пережило такие опыты, которые, мягко говоря, должны были многому научить. Десятки миллионов людей были убиты, и мы не можем с полной уверенностью сказать. что предотвращение ядерной катастрофы было гарантировано. Выучили ли мы уроки, и если да – до какой степени?
Причиной гигантских катастроф нашей эпохи были человеческие существа, увлеченные определенными мыслями. И потому фундаментальное историческое расследование должно ответить на следующие вопросы:
Какую роль сыграло то, что называют “идеологической остервенелостью” XX века? Как могли распространиться и утвердиться подобные ментальные отклонения? Кто был распространителем этой чумы?
Мы обязаны изучить историю и природу этих различных деструктивных идеологий в действии. И мы должны изучить то прошлое и ту культуру, которые им противостояли.
Но прежде чем мы обратимся к этим более широким темам, мы должны обсудить историю и фон той интеллектуальной арены, на которой шла эта битвы идей.
2
И кое-как сформулированные фанатизмы и закрытые системы идей можно найти и в прошлом. Но эти исторические феномены наполнены уроками для нашего времени (действительно, историческое невежество является одной из определяющих негативных черт современного человека). Базовой характеристикой и основной привлекательной чертой их является архаическая, и в то же время, современная идея о том, что на этой Земле можно построить Утопию: милленарное решение всех проблем человечества. Центральный тренд ее модернизирован, по меньшей мере, лексически. Стремления, о которых в XVI-XVII веках говорили на жаргоне теологии, в XVIII были украшены “разумом” и в XIX – “наукой”.