Суицид на Капитолийском Холме

Но если быть до конца честным то, что произошло вчера на Капитолийском Холме – продукт десятилетий делегитимации половины Америки и ее лидеров, безнаказанности политического насилия со стороны левых и непрозрачного процесса выборов, в результате которого половина американцев верит в то, что выборы были “украдены”.

Немыслимые имиджи из Вашингтона, сцены, которые никто не хочет видеть в храме демократии. Но они также напоминают нам, что демократия и свобода не являются чем-то завоеванным навсегда.  Это – хрупкие завоевания, которые следует защищать каждый день, даже тогда, когда они не находятся под прямой угрозой. Великие американские свободы уравновешиваются не менее великой ответственностью. Американская конституция признает право граждан на ношение оружия , и даже на восстание против тиранического режима – но к этому следует относиться с большой осторожностью.

И потому о том, что произошло, можно вынести следующее суждение: это не было инсуррекцией, тем более это не было попыткой путча, которая требует совершенно иного уровня организации. Это не было и концом американской демократии, видевшей и преодолевшей куда худшее. Расследование установит, что произошло, но как представляется на настоящий момент, речь идет о спонтанной акции, хотя и с беспрецедентно серьезными последствиями – захватом здания Конгресса и прерыванием конституционного процесса.

Дональд Трамп ответственен за то, что произошло.  Он дорого за это заплатит. С этого дня сам они все, к чему он прикоснется становится куда более радиоактивным. С сегодняшнего дня, независимо от сути дела, любые подозрения в махинациях на выборах станет труднее доказать. Первым эффектом стало скоростное утверждение победы Байдена в Конгрессе – без рассмотрения возражений. Дискуссия о нарушениях на выборах похоронена. С сегодняшнего дня любому будет куда труднее защитить, и даже объективно оценить политическое наследие Трампа. С сегодняшнего дня любые попытки Трампа выставить свою кандидатуру на будущих выборах становятся еще более проблемными. Ему будет труднее найти союзников и поддержку – и среди политиков, и в медиа, и в мире финансов.

Если есть мера поражению, то после 4 ноября 74 миллиона американцев думали, что у Трампа “украли” выборы. У него оставалось очень большое влияние на Республиканскую партию – и перспектива быть переизбранным через четыре года. После атаки толп его сторонников на Капитолийском Холме, Трампу, как политическому феномену, скорее всего пришел конец. Неважно по каким причинам, после 4 ноября он полностью утратил контроль , решил все поставить на кон, играл с огнем – и проиграл.

Вчерашний день вернется бумерангом – и скомпрометирует любые попытки практических политиков напомнить о его наследии, поднять его темы, вести его битвы.  Любые сомнения о честности процесса выборов будут криминализированы, социальная и политическая стигма тех, кто симпатизирует ему или его взглядам вырастет в десятки раз, демократы получат незаслуженный титул “защитников Конституции”, а республиканцы будут вынуждены пройти через болезненный и разрушительный процесс чисток – теряя избирателей.

L’assalto al Congresso una follia suicida. Ma la crisi dell’America non svanirà con Trump
Federico Punzi di Federico Punzi,