“Латинский Рим” в Эгейском море

Отклонение Четвертого Крестового Похода – под влиянием и коммерческих интересов Венеции и завоевательных планов французских баронов привело, среди прочего, к формированию на территории византийской империи серии ряда феодальных государств, созданных по “французской модели”. Венеция, с 1171 года  боролась с протекционистской политикой византийских императоров. Французские бароны, сформировавшие костяк армии крестоносцев, были заинтересованы в новых территориях.

Новые владения в бассейне Эгейского моря формировались по примеру великих ленов французской монархии, таких как герцогство Бургундское и Бретань или графство Шампань – то есть, речь шла о практически независимых от короны прото-государствах. Таким образом, даже в районе Салоники, принципат Мореи, герцогство афинское и другие мелкие вотчины превратились в практически независимые от слабой Латинской Империи в Константинополе княжества. С империей они были связаны узами, ставшими совершенно формальными.

Но если слабые латинские императоры не могли навязать своей воли мятежным вассалам, отношения между вассалами и Венецией были совершенно иными. Венеция не только контролировала моря и главные порты, острова Эгейского моря. И на островах, и на материковой Греции правили династии венецианского происхождения. Венеция сумела установить виртуальную монополию в этом районе. Она также превратилась в экономическую и военную опору французских принцев. Исходя из этой ситуации, можно прийти к выводу о том, что Генуя, установившая хорошие и стабильные отношения с Византией с конца царствования Мануэля I Комнина, была полностью исключена из Эгейского моря из-за успехов своей соперницы.

В реальности это было не так. Изучение серии контрактов и договоров в архивах Генуи демонстрирует, что в 13-м и 14-м веках существовали интенсивные дипломатические и коммерческие связи между Генуей и французскими синьорами в Греции, в первую очередь, с герцогством Афин и Лефкада, а также с принципатом Морея.