Коммерческая эксплуатация месторождения Фатих в Черном море начнется в 2023 году. Три года отделяют Турцию от от приобретения статуса великой энергетической державы. Эрдоган между тем, продолжит поиск и пробные бурения в треугольнике Мави Ватан, намеренно поднимая градус напряженности в Восточном Средиземноморье.
Исходя из чисто прагматических соображений, Эрдоган перенесет фокус внимания с Греции на Кипр. У Никосии – куда более легкий защитный щит, нежели у Афин. Республика Кипр не является членом Атлантического Альянса. Кипр смирился с существованием марионеточного турецкого образования на своей территории, и с тем, что его фактически признает международное сообщество. Это образование выдает туркам лицензии, на основании которых они продолжают разведку и бурение.
Теперь против Афин будет использоваться и другая карта – использование газовой трубы в качестве орудия давления, посредством игры с ценами и газовой инфраструктурой. Газ в обмен на политические уступки будет использоваться для достижения еще одной важнейшей цели внешней политики Эрдогана – пересмотра Договора Лозанны.
Энергия, в реальности, лишь часть проблемы: Турция использовала такой предлог в Эгейском море и в Восточном Средиземноморье и без газовых ресурсов. Ее целью является хотя бы частичная ревизия Договора Лозанны и изменение существующей на протяжении века географической стабильности. Турция стремится ликвидировать греческий суверенитет над островами Додеканес – одну из уступок Лозанны, из-за которой любые морские устремления Турции в Западной Анатолии блокированы.
Помимо Греции и Кипра Турция получает в свое распоряжение рычаг давления на Болгарию. Сегодня Болгария получает 80% своего газа от России. Она скорее всего, двумя руками ухватится за возможность диверсификации поставщиков энергетических ресурсов.
Но наибольшее влияние открытие в Черном море окажет на внутреннюю ситуацию в Турции. До сих пор Турция была нетто-импортером энергетических продуктов и тратила н их приобретение 41 миллиард долларов в год. Главные поставщики Турции – Россия, Азербайджан, Иран, Катар и США.
Предполагаемых объемов месторождений в черном море хватит минимум на семь лет – и для внутреннего потребления, и для экспорта. Для страны чьи собственные запасы до самого последнего времени не могли удовлетворить 1% внутренних нужд речь идет об изменении исторического значения. В прилегающем районе – Восточной Фракии обнаружено месторождение объемом в 286 миллиардов кубометров. Для Турции речь идет о начале реальной энергетической независимости.