В пятницу в полдень президент Турции Тайеп Реджеп Эрдоган сделал историческое заявление внутри эксклюзивной турецкой экономической зоны на Черном море обнаружено гигантское месторождение природного газа.
Объемы месторождения таковы, что они могут удовлетворить и энергетические потребности самой Турции, и позволят ей превратится в основного поставщика газа для соседних государств – Греции и Болгарии. Турция, таким образом, станет краеугольным камнем энергетической инфраструктуры восточной части Старого Континента.
Если информация о масштабах месторождения верна, вся геонергетическая карта региона будет переделана в пользу Турции.
Одной из главных целей Эрдогана всегда было трансформировать свою страну в энергетический хаб, с определенной степенью автономии от импорта внешних энергетических ресурсов. Энергетическая независимость – ключ к выживанию страны в ее экзистенциальной конкуренцией в рамках которой Эрдоган давит на Россию в форме проекта TurkStream и занимается армрестлингом с Грецией и Кипром в Восточном Средиземноморье.
В то время, как внимание всех было привлечено к конфликту вокруг энергетических ресурсов в Восточном Средиземноморье – из-за вступления в игру Египта, Ливии и Израиля, турки продолжали активные исследования в рамках своей эксклюзивной экономической зоны в Черном море.
И именно там, близ границ Румынии и Болгарии обнаружено месторождение Фатих (“завоеватель”), названное так в память о любимом герое Эрдогана , султане Мухаммеде II, покорителе Константинополя. Пробные бурения закончились там в середине июня. Газ был найден с девятой попытки.
Предполагаемый объем месторождения – 320 миллиардов кубических метров, и оно является самым крупным из обнаруженных с момента вступления Эрдогана в оффшорную гонку. Мало этого, речь идет о газе высокого качества, и есть признаки того, что к нему прилегают два месторождения сравнимых масштабов.
Эрдоган, обращаясь к нации заявил: “Открытые запасы – лишь часть куда более значительных ресурсов, и мы продолжим разведку и добычу в ближайшем будущем”. Эрдоган провозгласил “начало новой эры” для Турции.