История демонстрирует: распространение ложных верований коррелирует с распространением вирусов.
Эпидемии характеризуются завораживающим, но не обсуждавшимся в прессе феноменом: патогены, атакующие род человеческий распространяются вместе с ошибочными идеями.
Во время эпидемии Эболы в Африке Гвинея находилась на третьем месте по количеству смертей от болезни. Естественно, что вместе с распространением эпидемии среди населения распространялись ложные верования. Группа исследователей провела анализ реакции больших групп населения на распространение болезни с января по декабрь 2015 года. Их целью было установить возможную связь между распространением ложных поверий и распространением болезни.
46% опрошенных в Гвинее верили в один особо опасный и непотвержденный наукой миф,согласно которому Эболу можно победить принятием соляных ванн. 26% были уверены в том, что традиционные знахари могут вылечить от болезни, 27% – в то, что болезнь можно победить религиозной верой.
Совершенно ясно, что ложное чувство безопасности, порождаемое подобными верованиями опасно, так как отвлекает людей от тех форм поведения, которые могут обеспечить их защиту – а именно, от уклонения от контактов с зараженными, уклонения от посещения очагов заражения и контакта с распространителями инфекции – такими, как зараженное мясо. Нет никакого сюрприза в том, что распространение этих идей коррелирует с распространением самого вируса.
Подобные же результаты показывают исследования о передаче гепатита и СПИДа в Африке и Китае посредством повторного использования шприцов. Другими словами инфекционные агенты – вирусы эксплуатируют не только дарвинское пространство, отведенное им в геноме, но культурный ландшафт любой инфицированной популяции. Вирус репродуцируется наиболее эффективно там, где определенные ошибочные поверья помогают его распространению.
Нечто подобное происходит и с Sars-Cov-2, если мы задумываемся об отказе от мер предотвращения вируса, отказе, который распространяется на определенные сектора общества благодаря ошибочным идеям и непониманию. Время покажет, какой эффект эти идеи оказали на распространение вируса. В любом случае, комбинированное исследование генов и мемов – нечто, что до сих пор не подвергалось количественному анализу, может многое прояснить о динамике пандемии.