У истории американских этнических групп – последствия, далеко выходящие за пределы этничности. В индивидуалистическом обществе этническая история напоминает нам о живучести вековых культурных паттернов, в которые родился каждый индивид. Известный историк как-то заметил: “Мы не живем в прошлом, но прошлое живет в нас”. Этническая история , в дополнение к этому отражает насколько трудно для различных человеческих существ уживаться друг рядом с другом – не только тогда, когда на них наклеены такие масштабные лейблы, как евреи, мексиканцы или китайцы, но также и внутри множества фрагментированных элементов этих групп.
История – это то, что случилось, а не то что мы хотели бы, чтобы случилось – и не то, что теория или идеология говорят, что должно было случиться. Напротив, история может иногда помочь нам в оценке наших собственных представлений о прошлом – или о настоящем и будущем.
Поиск причины и результата в истории радикально отличается от поиска оправдания или осуждения. Причинно-следственный и моральный анализы очень трудны сами по себе, без того, чтобы их путать друг с другом. Например, мера нищеты причиненная предубежденностью и шовинизмом одной группы в отношении другой является проблемой причинно-следственной связи, а не заранее вынесенным заключением, основанном на моральной отвратительности расизма. В истории есть множество примеров когда расисты были оставлены далеко позади ненавидимыми ими “низшими” и “примитивными” группами. Почему это иногда происходит, а иногда нет – вопрос причинно-следственной связи, а не моральный вопрос. Если бы расизм сам по себе был бы достаточным ответом, наиболее богатыми и преуспевающими этническими группами в сегодняшней Америке не были бы евреи и японцы.