Зерно для Башара Асада

Уже почти месяц как в Сирии начался сезон уборки урожая. Речь идет о продукте первостепенной важности, дефицит которого в прошлом уже приводил к громадным потрясениям, подрывавшим стабильность режима президента Асада. Сценарий 2019 года, по всей видимости, повторится и в 2020 – и лишь усугубится проблемами, порожденными эпидемией коронавируса и полным крахом сирийских государственных финансов.

С начала июня сирийский фунт продавали на черном рынке по 2300 фунтов за доллар – в три раза дешевле, чем официальный курс в 700 фунтов за доллар. К середине июня курс провалился до 3500 фунтов за доллар.

Более того, 17 июня вступает в силу “Акт Цезаря” правительства США, предусматривающий жесткие экономические санкции против тех, кто поддерживает реконструкцию Сирии, в первую очередь – против России и Китая.

Подобные санкции, направленные на подрыв стабильности режима Асада также причиняют большой ущерб экономике Сирии и ее устойчивости. Дамаск не может построить новую страну на руинах войны. Тем временем президент Асад, именно из-за экономических проблем вынужден разбираться с внутренними протестами – против снижения продолжительности жизни и прекращения работы социальных служб. Эти протесты сегодня сосредоточены, главным образом, на юго-западе страны. Впервые жители Суэйды вышли на улицы с требованиями убрать Асада. Никогда еще друзское большинство провинции не высказывалось с такой яростью против Асада.

В надежде разрешить кризис, Асад убрал с поста премьер-министра Имада Хамиса – после того, как отправил в отставку бывшего министр торговли Атефа ан-Надаф. Эта административная чехарда, однако, никак не решает проблемы зерна.

Сирийское производство зерна не в состоянии удовлетворить внутренний спрос. До начала гражданской войны Сирия производила в среднем около 4,1 миллиона тонн пшеницы в год. В 2019 году собрали урожай в 2,2 миллиона тонн. По данным Всемирной Организации Продовольствия в 2019 году в Сирии 6,5 миллиона человек оказались на грани голода. В этом году сообщается о засухе в Хасаке, ракка, Алеппо и Дейр эз-Зур. Эти провинции производят 94% сирийского зерна. Кризис сельского хозяйства (26% сирийского ВНП) выталкивает жителей провинций в метрополисы или за границу.

Фрагментация страны – дополнительный фактор, влияющий на продовольственную безопасность режима. Значительная часть сельскохозяйственных территорий находится под контролем автономной администрации Роджава. Курды уже сейчас пытаются напрямую закупать за рубежом зерно, вступая тем самым в конкуренцию с Дамаском. Асад просит своих союзников помочь ему с разрешением продовольственной проблемы и гарантировать хлеб для граждан Сирии, но на настоящий момент не получил удовлетворительного ответа или каких-либо гарантий.