Экономическая география коронавируса

Наиболее экономически развитые районы в Европе в наибольшей степени пострадали от эпидемии коронавируса, потрясший Старый Континент.

Вирус движется по стопам глобализации по районам наиболее открытых взаимных контактов. Именно там – самые благоприятные условия его распространения и директории экономического обмена превратились в автострады заражения

Так это произошло в случае Европы и Китая. Если рассмотреть макро-региональные базы данных, и не ограничиваться национальной статистикой. Если взглянуть на данные французской обсерватории Le Grand Continent, можно увидеть, что распространение вируса и наибольшее количество смертей сконцентрированы , главным образом в в районах, которые принято именовать “хребтом Европы” – на важнейших европейских экономических осях, которые идут от Атлантики в долину реки По, от Бельгии к Ломбардии.

Наиболее пострадавшие районы также являются и наиболее густонаселенными, в них живет до 20% населения ЕС, это районы экономического обмена и постоянной трансграничной активности в гигантских масштабах . Это может помочь понять скорость распространения вируса в долине ПО, где уровень смертности составил 88 человек на 100 тысяч на северо-западе и 38 на северо-востоке, в Эльзас-Лотарингии (40 на 100 тысяч), Валлонии (42 на 100 тысяч). Это – регионы с высоким уровнем развития и высоким уровнем внутренней мобильности, к чему следует добавить немаловажную проблему загрязнения среды, что создало питательную среду рассадника респираторных заболеваний.

Еще одно звено “экономической географии” распространения коронавируса  – его появление в Румынии, государства известного своей слабой системой здравоохранения и политическим аппаратом, неспособным ответить на вызовы пандемии. Фактором в распространении  вируса, скорее всего, стали “возвратившиеся из Италии, специфически из Ломбардии и Венеции работники, среди которых множество сиделок, и большинство из которым работало по черному.

Взаимосвязь между феноменами и скоростью процесса  превратила глобализацию в реальную “смазку” нынешней эпидемии.  Система пала жертвой собственной зависимости от сжатых экономических календарей, обменов, потока социальных и рабочих контактов – не всегда добровольных. неудивительно, что в Италия Южная Италия оказалась относительно защищенной от Covid-19, благодаря относительно небольшой внутренней мобильности и и более низкому уровню экономического динамизма.

Известный итальянский вирусолог Илария Капура говорит, что вирус воспользовался скоростью и гипер-взаимосвязанностью наших физических ( и других) систем: “Через систему коммуникаций нам удалось ускорить (и благодаря этому качественно трансформировать) феномен, на развитие которого ранее потребовалось бы тысячелетие”.